Состояние акций акционерных обществ с государственным участием

По состоянию на 31.12.2013 в реестре федерального имущества учтены сведения об акциях 2 096 акционерных обществ, из которых доля участия Российской Федерации в уставном капитале Общества составляет:

· 100% в 999;

· от 50% до 100% в 88;

· от 25% до 50% в 223;

· менее 25% в 786.

В реестре федерального имущества также учтены сведения о долях 17 обществ с ограниченной ответственностью (доля Российской Федерации в уставном капитале которых составляет 100% – 1; от 50% до 100% – 7; от 25% до 50% – 1; менее 25% – 8).

Таким образом, по состоянию на 31.12.2013 в реестре федерального имущества учтены сведения об акциях (долях) 2 113 обществ.

Кроме того, Российская Федерация обладает специальным правом на участие в управлении 90 акционерных обществ, не являясь при этом владельцем акций обществ (специальное право не является объектом учета в реестре федерального имущества).

В 2013 году в реестр федерального имущества были внесены сведения об акциях 146 акционерных обществ и 1 обществе с ограниченной ответственностью. Исключены из реестра федерального имущества сведения об акциях 387 акционерных обществ и долях 3 обществ с ограниченной ответственностью. Из них акции 95 акционерных обществ переданы в интегрированные структуры и госкорпорации, акции 177 акционерных обществ и доли (вклады) 2 обществ с ограниченной ответственностью переданы покупателям на основании договоров купли-продажи, 116 обществ ликвидировано.

Распределение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью по размеру доли Российской Федерации в уставном капитале представлено в таблице (Таблица 2.1).

Таблица 2.1

Распределение хозяйственных обществ по размеру доли РФ

Размер доли Российской Федерации в уставном капитале 2013 г.
ОАО ООО
100%    
50% – 100%    
25% – 50%    
менее 25%    
ИТОГО    

Сведения о распределении количества акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью по размеру доли Российской Федерации в уставном капитале за 2013 г. представлены в следующей таблице (Таблица 2.2).

Таблица 2.2

Распределение количества акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью по размеру доли РФ в уставном капитале

Доля Российской Федерации в уставных капиталах акционерных обществ На 1 января 2013 г. На1января 2014 г.
100 %    
50 – 100 %    
25 – 50 %    
менее 25 %    
ИТОГО 2 356 2 113

В целях актуализации сведений в реестре федерального имущества об акциях, находящихся в федеральной собственности, Росимуществом в 2013 г. проведена следующая работа:

1. направлены запросы выписок из реестров акционеров по 765 акционерным обществам, владельцем акций которых от имени Российской Федерации является Росимущество, а также подтверждения специального права Российской Федерации на участие в управлении обществом;

2. в Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее права акционера от имени Российской Федерации, направлены запросы о предоставлении выписок из реестров акционеров и иных документов, необходимых для актуализации сведений реестра (№ ПФ-18/6559 от 18.02.2013, № ОД-18/17197 от 19.04.2013, № АЧ-18/28748 от 26.06.2013, № 18/31823 от 15.07.2013, № 18/42617 от 13.09.2013,№ 18/52758 от 13.11.2013);

3. в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», осуществляющую права акционера от имени Российской Федерации, направлены запросы о предоставлении выписок из реестров акционеров и иных документов, необходимых для актуализации сведений реестра (№ 18/44959 от 26.09.2013);

4. в адрес ФОИВ направлены обращения с просьбой оказания содействия в получении выписок из реестров акционеров, а также иных документов, необходимых для актуализации сведений реестра (№ ПФ-18/1751 от 23.01.2013, № 18/11733 от 20.03.2013, № АЧ-18/33916 от 25.07.2013, № 18/34868 от 31.07.2013, № 18/41240 от 05.09.2013, № 18/43021 от 17.09.2013, № 18/43612 от 19.09.2013, № 18/44141 от 23.09.2013, № 18/57772 от 09.12.2013);

5. направлено 50 поручений в территориальные управления об обеспечении представления выписок из реестров акционеров в отношении акционерных обществ, самостоятельно осуществляющих ведение реестров акционеров. В отношении акционерных обществ, не осуществляющих хозяйственную деятельность, а также находящихся в стадии банкротства или ликвидированных, обеспечить предоставление подтверждающих документов. При отсутствии вышеперечисленных документов представить акты выездных проверок по адресам местонахождения акционерных обществ.

По итогам проведенной работы были актуализированы сведения в реестре, уточнены фактические адреса обществ, внесена информация о банкротстве, уточнено ведение хозяйственной деятельности.

На основании выписок из ЕГРЮЛ, представленных ФНС России, из реестра были исключены сведения о ликвидированных обществах.

В соответствии с документами, представленными Департаментом имущественных отношений Министерства обороны, Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в реестр внесены сведения об акционерных обществах, в которых осуществляются права акционера от имени Российской Федерации.

В зависимости от величины доли, принадлежащей государству в уставном капитале, можно выделить четыре вида АО:

· государственные корпорации (100%);

· государственные акционерные компании (от 15 до 100%);

· государственные холдинговые компании (от 15 до 51%);

· федеральные финансово-промышленные группы (ФПГ).

Государственная корпорация – это находящееся в полной государственной собственности или контролируемое государством акционерное предприятие или объединение предприятий, действующих в производстве и на рынке в качестве самостоятельных хозяйствующих единиц. Хотя разработка общей политики развития и контроль осуществления остаются прерогативой правительства и его отраслевых ведомств, государственные корпорации получают значительную автономию в решении текущих вопросов организации и управления, имеют собственные счета и самостоятельность в финансовом отношении. Государство участвует в управлении государственной корпорацией через своих представителей в ее совете директоров и на собрании акционеров. Государственные корпорации создаются в основном на базе сложившихся производственных и научно-производственных комплексов в случаях, когда:

· выпускаемая продукция представляет особый интерес для общества, и приватизация не может быть осуществлена без потерь для общественного производства;

· имеющаяся система управления комплексом позволяет ему успешно функционировать в автономном хозяйственном режиме;

· имеющиеся государственные системы материально-технического снабжения, контракты, информация удовлетворяют потребности развития государственных предприятий. Государственная акционерная компания в отличие от государственной корпорации полностью автономна в хозяйственной и финансовой деятельности. Государственная холдинговая компания – это организация, капитал которой составляют контрольные пакеты акций других АО. Федеральная ФПГ является официально зарегистрированным на акционерной основе объединением государственных и негосударственных финансовых, промышленных и коммерческих структур с преобладанием государственного капитала. Федеральные ФПГ могут создаваться в тех отраслях, где необходимо усилить межотраслевую и региональную кооперацию производства и повысить устойчивость взаимных поставок и платежей, обеспечить оптимизацию размеров производства и сбытовых операций, создать должную базу научно-технических и конструкторских разработок, гарантировать необходимый уровень инвестиционной деятельности, повысить экспортные возможности.

Холдинговые компании, являясь собственниками контрольных или паритетных пакетов акций других акционерных обществ, получают возможность эффективного воздействия на осуществление производственной и инвестиционной стратегий на многих предприятиях различных отраслей. Следует учитывать, что холдинговые компании не тождественны инвестиционным фондам и компаниям. В России уставный капитал холдингов формировался за счет пакетов акций, переданных государством в процессе акционирования предприятий, а не за счет подписки на акции холдинга с последующим приобретением за счет средств акций других обществ.

Создание финансово-промышленных групп в форме холдинговых компаний, акционерных обществ, перекрестного владения акциями поможет решить важнейшую задачу институциональной политики: не только распределить бывшее государственное имущество между собственниками, но и стимулировать стратегических собственников. Однако, привлечение инвестиций, осуществляемых стратегическими собственниками, не может стать оправданием появления новых монопольных структур.

По данным Федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» исполнительская дисциплина проведения годовых общих собраний акционеров в АО, единственным акционером в которых является Российская Федерация, составила 98%. Однако в остальных АО, где в уставных капиталах Российская Федерация владеет долей более 2%, но менее 100%, показатель исполнительской дисциплины на настоящий момент составляет 81%. Такой показатель обусловлен тем, что протоколы годовых общих собраний акционеров до настоящего времени представлены в Росимущество не в полном объеме и продолжают поступать в текущем режиме.

Кроме того, обобщение сведений, содержащихся в средствах массовой информации, позволило систематизировать основные претензии государства как акционера, к деятельности акционерных обществ, в принципе совпадают с претензиями других категорий акционеров, будь то внешние инвесторы или трудовой коллектив. В основном они сводятся к следующему:

· непрозрачность деятельности, как для рядовых акционеров, так и для государства;

· уменьшение доли «сторонних» акционеров в АО путем осуществления дополнительной эмиссии без их согласия в пользу «своих» инвесторов;

· перекачивание материальных и финансовых активов из материнской компании в дочерние, как правило, контролируемые менеджерами или связанными с ними фирмами.

Указанные проблемы являются также причинами низкой эффективности управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности.

Причины низкой эффективности управления государственными пакетами акций акционерных обществ и долями в уставных капиталах предприятий носят как объективный, так и субъективный характер. А.В. Бузгалин считает, что отсутствие надлежащей квалификации и материальных стимулов, а также механизмов имущественной ответственности, отчетности о положении дел в обществе значительно снижают эффективность деятельности представителя государства. Другой из причин низкой эффективности управления государственными пакетами акций, по мнению Куликовой Л.М., является несовершенство законодательства и нормативной базы, что способствует злоупотреблению в вопросах соблюдения интересов акционеров, инвесторов и заинтересованных лиц. Нарушениями являются выведение активов корпораций и перераспределение денежных потоков в пользу должностных лиц или акционеров.

Подъяблонская Л.М. считает, что государственные предприятия становятся неплатежеспособными вследствие постоянного неудовлетворительного финансового положения, а размер корпоративных прав не дает возможность эффективно влиять на принятие решений органами управления общества. Государство с долей меньше 50% акций в собственности предприятия не может кардинально повлиять на его деятельность.

По мнению Куракова Л.П., существенной причиной является то, что до сих пор не получила надлежащего развития государственная политика по части корпоратизации и дивидендов для контролируемых государством корпораций с государственной долей свыше 50%. Кроме того, по мнению Поляка Г.Б., существует проблема двойного налогообложения дивидендов: первый раз – как части прибыли общества, второй – как части дохода.

Таким образом, существуют различные причины, не позволяющие государству активно влиять на деятельность предприятий и повышать эффективность в использовании своей собственности. Одним из путей решения данной проблемы, с нашей точки зрения, может быть избавление от мелких пакетов акций (20-30%), где государство имеет небольшой контроль над предприятием, и концентрация всех сил на развитие предприятий, где государство имеет влияние в управлении предприятием.

Современная концепция управления пакетами акций должна базироваться, прежде всего, на принципе объективности. Этот принцип означает необходимость оценки результативности государственного сектора на основе макроэкономической и микроэкономической эффективности. Первая предусматривает успешность реализации социальных и политических целей в целом для страны или отдельного региона. Вторая – предполагает анализ деятельности государственных предприятий на основе различных финансово-экономических показателей.

Таким показателей может быть доходно-расходный показатель деятельности государственного предприятия. Он основывается на том, что возможность и целесообразность функционирования предприятия на основе государственной собственности зависит от соотношения его доходов и расходов.

К доходам от государственных предприятий относятся, прежде всего, полученные налоги. Сюда также можно отнести нормативные отчисления в бюджет (для казенных предприятий), процент за кредит, выданный государственному предприятию. К расходам относятся все бюджетные средства, обеспечивающие деятельность государственного предприятия: средства, которые идут по линии государственных закупок и государственных заказов, дотации. Обе стороны процесса – доходная и расходная – подлежат количественной оценке с точки зрения эффективности.

В условиях экономической нестабильности методологически неверно принижать роль государства, которое способно отстаивать стратегические интересы страны, в том числе и по становлению новой социо хозяйственной системы. Поэтому в доле акционерного капитала жизненно важных предприятий в условиях нестабильного развития нашей экономики необходимо сохранение значимой доли государства как объединяющего начала, противодействующего тенденциям разрушения производственных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: