Причинами разводов в основном является бытовые и межличностные конфликты, внешние факторы (влияние родителей, измена, появление новой семьи).
Все большее распространение получают эгалитарные семьи и гражданский брак.
Западные социологи отмечают, что современный брак все более становится похожим на союз двух добрых друзей.
25: Социализация личности. Проблема социальной зрелости личности
Процесс формирования социальных качеств, свойств, усвоение знаний, ценностей, освоение социальных ролей называется социализацией.
Социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов, норм поведения, ценностей общества и помогают обществу воспроизвести себя. Механизм действия социализации направлен на индивида с тем, чтобы подчинить себе, заставить вести себя так, как в этом заинтересовано общество.
Агентами социализации выступают семья, институты образования, трудовой коллектив, государство, СМИ, церковь и др.
Тип «модель социализации» определяется тип, каким ценностям привержено данное общество. Так, в обществах с жестокими внешними требованиями (тоталитарные) создаются предпосылки для массового воспроизводства «человека – винтика», приученного жить, как все.
Жесткие внешние рамки одновременно являются и жизненными подпорками, без которых он слаб и беспомощен.
Американский ученый Льюис Кельберг предложил теорию «морального развития личности» в соответствии с ней существуют 3 главных уровня морального сознания личности:
-доморальный, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями;
-конвенционный (договорной морали), для которого характерна ориентация на заданные из вне нормы и требования;
-уровень автономной морали, ориентируемый на внутренне воспринятую систему принципов.
В своем развитии люди нередко застывают на подступах к автономной морали. В этом сказывается как развитие их интеллектуального уровня, так и социокультурная среда, в которой они живут, тонус нравственной и деловой жизни.
Процесс обретения социальных норм, усвоения новых ролей не имеет возрастных границ. Обычно в социализации выделяют первичную социализацию до совершеннолетия и вторичную – в зрелом возрасте. Процесс освоения новых социальных ролей называется ресоцианализацией. Иногда еще выделяют десоцианализацию, т.е. процесс утраты социальных качеств, свойств личности.