Понимаюшая» социология М. Вебера

Крупнейшим социологом на рубеже 19-20 вв. был немецкий ученый М.Вебер.

Главное произведение «Протестантская этика» «Дух капитализма», «Хозяйство и общество».

В отличие от Маркса, который за основу брал экономику, Вебер за основу общественного развития брал культурные ценности, рациональность (сознание).

Он полагал, что все общественные институты, формы поведения регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди, т.е. наш субъективный смысл, приобретая всеобщий и обязательный характер составляет суть социального.

Другое название – рациональность, т.е. соответствие социального действия некоторому образцу, который выражает суть общественного интереса эпохи.

При этом социология становится наукой об этических идеальных типах, которые регулируют социальные действия людей.

Рассматривая мотивы социальных действий Вебер конструирует его идеальные типы. Он выделяет 4 типа социальных действий:

1. цель рациональная, в основе которой лежит личная выгода, при этом индивид просчитывает свои действия и учитывает реакцию др.людей. (бизнес-сделка)

2. ценностно-рациональное действие, основанное на вере в нравственные, религиозные ценности (запись добровольцами)

3. аффектное – обусловлено эмоциональными состояниями индивида.

4. традиционное – основанное на длительной привычке.

Согласно Веберу высшим типом социального действия является целерациональное. Критерием является личный успех.

Это действие лежит в основе капиталистической системы хозяйства.

Вебер рассматривал капитализм как наиболее рациональный тип хозяйства.

В целом рационализация социального действия является основной тенденцией исторического процесса.

Большое внимание Вебер выделял религиозным истокам хозяйственной деятельности и в частности капитализма.

Он пришел к выводу, что в основе зарождения современного капитализма лежал протестантизм и его этика эскитизма самоограничения.

Большое внимание Вебер уделял методологии научного исследования. Он пришел к выводу, что в социологии, как и в др. общественных науках основной метод – понимание.

Т.е. ученый должен интуитивно почувствовать, что лежит в основе явления.

По его мнению, социология должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, т.е. личных пристрастий. Это делает научное исследование истинно объективным.

Но в то же время признает, что полностью отбросить этот субъективный момент никогда не удается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: