Изучая данный вопрос необходимо иметь ввиду, что функции административной юстиции как института правового государства нельзя сводить только к осуществлению различных видов контроля за публичной администрацией. Не менее важной функцией, характеризующей сущность административной юстиции, является функция разрешения административных споров и защиты субъективных публичных прав частных лиц, т.е. функция «правоговорения», «суждения о праве» (jurisdictio).
В этой связи студенту необходимо детально разобраться в исконном значении понятия юрисдикции как функции «провозглашения» права органом, имеющим власть судить. Эта функция результируется в решении компетентного органа, которое «говорит право», т.е. провозглашает то, что заслуживает каждый, являющийся стороной в процессе: защиты (восстановления) права, если оно было нарушено, либо наказания, если был нарушен запрет, установленный нормой права. Соответственно, административную юрисдикцию в исконном значении слова следует понимать как деятельность, имеющую своим предметом административно-правовой конфликт в виде административного спора либо административного правонарушения, т.е. как конфликторазрешающую деятельность.
|
|
При этом для более глубокого уяснения сущности административной юрисдикции важно разобраться, почему административная юрисдикция называется «административной»? Для этого необходимо проанализировать различные теоретические подходы к интерпретации данного понятия. Одни концепции, сложившиеся еще в советский период и в определенной мере доминирующие ныне, в качестве административной рассматривают такую юрисдикцию, которую осуществляют административные органы и не включают в число ее субъектов суды (субъективный подход). В других концепциях административная юрисдикция интерпретируется как деятельность судов (специальных административных и общих) по разрешению административных дел (предметный подход). Наиболее оптимальным следует рассматривать подход, рассматривающий административную юрисдикцию как функцию судов (общее правило), а также квази-судебных и административных органов (исключение) по разрешению в особой процессуальной форме административных конфликтов. В этом случае административная юрисдикция, осуществляемая судами, являет собой ничто иное, как административное правосудие.
При этом важно иметь ввиду, что в зарубежном праве отсутствует понятие административного правонарушения в смысле ст. 2.1 КоАП РФ. Соответственно, в качестве предмета административной юстиции рассматривается только административный спор и она понимается главным образом как административно-спорная (тяжебная), а не наказательная юрисдикция. Учреждение в российском праве процедуры, впервые установленной ст. 202 АПК РФ, позволит также рассматривать административное судопроизводство в России исключительно как административно-спорное. Основанием для этого будет тот факт, что средством возбуждения административного дела в суде станет административно-наказательный иск (аналог административно-репрессивного иска во Франции), а дела об административных правонарушениях будут разрешаться в порядке состязательного судопроизводства.
|
|
Более полное представление о содержании понятия «административная юстиция» позволит составить его соотнесение с понятиями «административное правосудие» и «административное судопроизводство». Административная юстиция выступает как предельно широкое понятие, поскольку может осуществляться не только судебными, но и квази-судебными органами, не входящими в систему судебной власти (как например, в англо-саксонских странах). Понятие «административное правосудие» уже по своему значению, чем категория «административное судопроизводство». Административное правосудие – это рассмотрение и разрешение судом административных дел по существу в судебном заседании и вынесении юрисдикционного («правоговорящего») решения. Оно не охватывает досудебного производства и его субъектом является только суд, а субъектами административного судопроизводства, кроме суда, и иные участники административного процесса.
При этом понятие «административный процесс» следует рассматривать как более широкое по сравнению с понятием «административное судопроизводство» и соотносить его с понятием «административная юстиция» поскольку оно характеризует не только порядок деятельности суда по разрешению административных дел, но и юрисдикционную (конфликторазрешающую) деятельность квази-судебных и административных органов.
При характеристике административной юстиции как особой технологии юрисдикционного контроля и разрешения административных споров необходимо проводить ее отличие от правовой технологии, представленной процедурами альтернативного разрешения споров (АРС). Административная юстиция – это юрисдикционная технология; она являет собой способ разрешения административных споров принудительным для сторон образом, т.е. реализует функцию властно-принудительного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в области публичного управления. АРС является альтернативой юрисдикционной технологии. АРС представлено процедурами, в основе которых лежит принцип компромисса, а не властного принуждения (мировое соглашение, посредничество, омбудсман, арбитраж и др.). При этом важно иметь в виду, что АРС является не заменой административной юстиции, а ее дополнением. Оно применяется не только в рамках досудебных, но и внесудебных процедур, т.е. после обращения в суд, но вне суда. Для получения более широкого представления о процедурах АРС студент может обратиться к Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам № R (2001) «Об альтернативах судебному разбирательству споров между публичной администрацией и частными лицами» (опубликована на русском языке в журнале: Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 3. На английском языке размещена на сайте Совета http//www.coe.int.)
Вопросы для самопроверки.
1. Чем отличается понятие административной юстиции в широком смысле от ее понятия в узком, собственном смысле слова?
2. Каковы основные элементы юридической конструкции (модели) административной юстиции в собственном смысле слова?
3. Чем отличается контрольная функция административной юстиции от юрисдикционной?
4. Что является предметом административной юстиции?
5. Каково принципиальное отличие юрисдикционной технологии разрешения административных споров от альтернативной?
Тема 2