Понятие и функции конституционной юстиции

Тема № 12 «Конституционный Суд Российской Федерации».

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Прокуратура Российской Федерации

Порядок его работы по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации

Тема № 11 «Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации».

1. Верховный Суд Российской Федерации

2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

3. Прокуратура Российской Федерации

Конституционные основы. Конституция РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Из этой нормы становится ясным, что Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Полномочия Верховного Суда РФ закреплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и в ряде законов. Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральныхсудов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входитконституционная и арбитражная юстиция.

В приведенной статье Конституции РФ сформулирована другая важная функция Верховного Суда: осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих судов. Он вправе давать разъяснение по вопросам судебной практики, в котором многие видят опасность для независимости нижестоящих судов. Однако такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служатединообразиюправоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспариванииненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ[58].

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могутбытьотнесены и другие дела.

Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания).

В штатную численность членов Суда входят свыше 120 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и шесть судей военной коллегии Верховного Суда РФ.

Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. Особенно быстро растет объем работы судов по гражданским делам.

Верховный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Президиума Верховного Суда;

3) Судебной коллегии по гражданским делам;

4) Судебной коллегии по уголовным делам;

5) Военной коллегии.

Председатель и заместители Председателя Верховного Суда.

Эти должностные лица организуют работу Верховного Суда и обладают самостоятельными процессуальными правами.

Председатель Верховного Суда РФ и его заместители имеют право внести в Президиум Верховного Суда мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Он:

· организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

· вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.

Пленум. Пленум Верховного Суда действует в составе:

· Председателя Верховного Суда РФ,

· заместителей Председателя и

· судей Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума участвуют:

· Генеральный прокурор РФ (в обязательном порядке) и

· министр юстиции РФ.

Пленумрассматривает:

· материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики,

· представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ,

· дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ.

При обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум заслушивает сообщения председателей Верховных Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства.

На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщение о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором, министром юстиции или уполномоченными ими лицами.

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда.

Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда:

1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда;

4) оказывает помощьнижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судебные коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 6 июля 1998 г. признал неконституционным положение уголовно-процессуального кодекса, согласно которому граждане, осужденныепо приговору Верховного Суда как суда первой инстанции, лишаются права на обжалование этого приговора в кассационном порядке. Тем самым Федеральному Собранию было указано на необходимость исправления положения, при котором право Верховного Суда РФ выступать в качестве суда первой инстанции не сопровождается установлением кассационной инстанции, способной пересматривать такие приговоры, что нарушает конституционное право граждан, предусмотренное ст. 50 Конституции РФ. В связи с этим в 1999 г. в составе Верховного Суда была учреждена кассационная коллегия.

Председатели судебных коллегий председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий, образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий, осуществляют руководство работой соответствующих коллегий. Они вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, осуществляют другие полномочия.

Военные суды. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба.

Они действуют на основе Федерального конституционного закона от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ ″ О военных судах Российской Федерации ″ в редакции от 29 июня 2009 г. № 3- ФКЗ. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Гарантии независимости судей, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Военным судам подсудны:

гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными законами.

Так, Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» (в редакции от 1 декабря 2006 г.) устанавливает порядок применения военными судами к военнослужащим, а также гражданам, призванным на военные сборы, дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Военная коллегия рассматривает ряд дел в первой инстанции.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Она образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда. В Военной коллегии могут быть образованы судебные составы.

Статус судейвоенных судов и Военной коллегии определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом ″О судебной системе Российской Федерации″, Законом РФ ″О статусе судей в Российской Федерации″, Федеральным конституционным законом ″О военных судах Российской Федерации″, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На должности судей военных судов, Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные соответственно к военным судам, Верховному Суду РФ и Судебному департаменту в порядке, предусмотренном Федеральным законом ″О воинской обязанности и военной службе″ с учетом положений Федерального конституционного закона ″О военных судах Российской Федерации″.

Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлениюПредседателя Верховного Суда РФ. Лимиты на прикомандирование военнослужащих к военным судам, Верховному Суду РФ и Судебному департаменту устанавливаются за счет численности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и утверждаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Судьи военных судов и Военной коллегии, работники аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом ″ О воинской обязанности и военной службе ″ с учетом положений Федерального конституционного закона.

Высшие воинские звания судьям военных судов и Военной коллегииприсваиваются в порядке, установленном Федеральным законом ″ О воинской обязанности и военной службе ″, по представлению Председателя Верховного Суда РФ, остальные воинские звания − по представлению председателей окружных (флотских) военных судов.

Финансирование военных судов и Военной коллегии осуществляется за счет средств федерального бюджета соответственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.

Судебный департамент. Федеральным конституционным законом ″ О судебной системе Российской Федерации″ при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ ″ О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации″ (в редакции от 30 ноября 2004 г.) Судебный департаментхарактеризуетс я как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей. Департамент не вмешивается в осуществление правосудия.

Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суд а РФ с согласия Совета судей РФ.

Основные задачи арбитражной юстиции. Арбитражная юстиция представляет собой отдельную форму судебной власти. Она известна государствам СНГ, но сравнительно редко встречается в других странах, в которых экономические споры рассматривают суды общей юрисдикции. В Российской Федерации эти суды возникли на основе прежних государственных и ведомственных арбитражей, накопивших опыт разрешения хозяйственных споров между государственными организациями независимо от судов общей юрисдикции. Прежней арбитражной системе придали судебную форму со всеми вытекающими отсюда процессуальными особенностями, но сохранили название ″ арбитражные суды ″, хотя термин ″арбитраж″ для обычного суда кажется мало подходящим − более точно для раскрытия цели и назначения этих судов их следовало бы назвать экономическими судами. Под экономическими спорами имеются в виду споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают предприниматели − юридические и физические лица. Эти споры затрагивают право собственности на имущество и другие права в сфере хозяйственного управления. По мере развития рыночных отношений число таких споров быстро растет, что требует для их разрешения высокого профессионализма и специализации. Эти суды рассматривают также споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Полномочия,порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом ″ Об арбитражных судах в Российской Федерации″ (в редакции от 12 июля 2006 г.), Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов;

• арбитражные кассационные суды;

• арбитражные апелляционные суды;

• арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, т. е. субъектах РФ.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Вступившие в законную силу судебные акты − решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Прекращение полномочий судьи также допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия и состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 127) этот Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В соответствии с этими задачами определяются полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающихправа и законные интересы организаций и граждан, экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ, дела об о спаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересыорганизаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Суд также рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации и пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

На практике возник вопрос о возможности пересмотра дела после вынесения решения самой высшей, надзорной инстанцией (Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ) в случае последующего обнаружения судебной ошибки.

Конституционный Суд в постановлении от 3 февраля 1998 г. по проверке конституционности соответствующих статейАрбитражно-процессуального кодекса отметил, что положение этих статей о том, что постановления Президиума являются окончательными и не подлежат пересмотру именно в порядке надзора, не может рассматриваться как лишающее граждан права на судебную защиту.

В случае если Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора постановление уже вынесено, а нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности тем не менее арбитражным судом в результате судебной ошибки не защищены, пересмотр такого судебного решения Президиумом возможен на дополнительной стадии − по вновь открывшимся обстоятельствам. Данная стадия, имеющая исключительный (чрезвычайный) характер, позволяет устранить допущенные судебные ошибки, которые не были или не могли быть выявлены ранее.

Правовая позиция, согласно которой окончательный характер постановлений надзорной инстанции не может рассматриваться как препятствие к возможности их пересмотра в дополнительной стадии − по вновь открывшимся обстоятельствам, в случае судебных ошибок, которые ранее не были или не могли быть выявлены, уже была выражена Конституционным Судом РФ в постановлении от 2 февраля 1996 г. Данная правовая позиция сформулирована в связи с рассмотрением соответствующих механизмов уголовного судопроизводства в случаях судебной ошибки. Вместе с тем такая же позиция применима и к оценке процедур, которые могут быть в аналогичных случаях использованы при пересмотре постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защитаполной и эффективной, если допущена судебная ошибка. Поэтому ст. 14 (п. 6) Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру, если ″какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки ″.

Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный актумаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что недопустимо. Поэтому законодатель, устанавливая порядок осуществления правосудия, обязан предусмотреть механизм (процедуру) исправления таких ошибок, в том числе на стадии пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ статью Арбитражного процессуального кодекса, поскольку она служит основанием для отказа в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда судебный акт принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее.

Важным полномочием Суда является изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики. Он также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обладает рядом других полномочий.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения и обращения в в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума в составе Высшего Арбитражного Суда могу т быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Пленум. Пленум решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Он действует в составеПредседателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие:

· члены Совета Федерации и

· депутаты Государственной Думы,

· Председатель Конституционного Суда РФ,

· Председатель Верховного Суда РФ,

· Генеральный прокурор РФ,

· министр юстиции РФ,

· председатели арбитражных судов.

Пленум Высшего Арбитражного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения практикиприменениязаконов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров.

Среди полномочий Пленума утверждение членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда, утверждение судей арбитражного суда субъекта РФ, входящих в состав Президиума арбитражного суда данного субъекта РФ, и др.

Пленум Высшего Арбитражного Суда созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Президиум. Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составеПредседателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда.

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает в порядке надзора дела по проверкевступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации, а также рассматриваетотдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Президиумсозывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости.

Судебные коллегии и судебные составы. ВВысшем Арбитражном Суде создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда. Эти коллегии рассматриваютдела в первой инстанции, изучают и обобщаютсудебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель и заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Он организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в Российской Федерации, созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом к их ведению.

Председатель распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда, формирует судебные составы Высшего Арбитражного Суда и др. Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Суда, системы арбитражных судов в Российской Федерации.

Совет председателей арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов Российской Федерации.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Для реализации решений этого Совета Председатель Высшего Арбитражного Суда издает приказы и распоряжения.

Основные функции и задачи. Как уже говорилось, прокуратура не входит в судебную власть.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратураосуществляет надзорза соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурорский надзор распространяется:

· на органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также

· на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и

· органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера,

· судебных приставов, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовываю т противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановлениясудов. Кроме того, прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 ″О прокуратуре Российской Федерации″ и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Зарубежная практика отводит прокуратуре более узкую сферу компетенции, и иногда она даже организационно входит в судебную систему (Греция). Чаще всего прокуратура рассматривается в системе исполнительных органов власти (Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Дания и др.) и подчиняется министру юстиции.

Генеральные прокуроры (атторнеи) иногда являются министрами юстиции (США, Канада). Далеко не всегда органы прокуратуры ведут расследованиеуголовных дел, нигде они не осуществляют функцию надзора за законностью. Обычно основная задача этих органов ограничивается поддержанием обвинения в суде, содействием отправлению правосудия.

Принципы организации и деятельности. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Они действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправесовмещать свою основную деятельность с иной о плачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, прокуроры вправеучаствоват ь в заседаниях федеральных органов з аконодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протесто в федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокурорыкоординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров активными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действиякоторых обжалуются.

Система и организация. Систему прокуратуры РФ составляетГенеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлениюПрезидента РФ.

В отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей − один из заместителей Генерального прокурора в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Этими нормами исключается возможность назначения Президентом РФ ″ и. о. Генерального прокурора ″, как это было в течение определенного времени в 1995 г.

Срок полномочий Генерального прокурора − пять лет.

Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором.

Структуру Генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы, руководители которых и их ведущие работники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации − Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Прокурорский надзор. Прокуратура осуществляет надзор за:

1) исполнением законов;

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) исполнением законов органами, осуществляющими


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow