В результате изучения дисциплины «Административное право»

обучающийся должен:

Знать:

- основные принципы и понятия науки административного права, а также специальную терминологию, применяемую в административном законодательстве;

- понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования;

- структуру и систему административного права;

- административно-правовой статус субъектов административного права;

- административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти;

- виды административных правонарушений;

- понятие и основные черты административной ответственности;

- способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти;

- организацию государственного управления

уметь:

- правильно применять и толковать нормы административного права;

- определять административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти;

- анализировать и решать юридические проблемы в сфере административных правоотношений.

Владеть (быть в состоянии продемонстрировать):

– юридической терминологией;

– навыками работы с правовыми актами;

– навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

– анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Количество часов в соответствии с учебным планом
заочная форма обучения
Общая трудоемкость (максимальная нагрузка) 360 (10 з.е.)
В т.ч. аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа, НИРС  
Вид итогового контроля (зачет/экзамен) Экзамен (4 сем)
Семестры 2,3,4

Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

для студентов заочной формы обучения

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
  Лекции Семинары (практические) занятия с/р
Раздел 1. Общая часть административного права
  Предмет и метод административного права      
  Административно-правовые нормы и отношения      
  Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации      
  Административно-правовой статус органов исполнительной власти      
  Государственная служба      
  Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций      
  Формы и методы административно-правового регулирования      
  Административный процесс      
  Административное принуждение. Административная ответственность      
  Производство по делам об административных правонарушениях      
  Обеспечение законности в сфере деятельности органов исполнительной власти      
Раздел II. Особенная часть административного права  
  Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики      
  Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения и социальной защиты граждан    
  Государственное управление в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции    
  ВСЕГО:      

Программа курса

Тема 1. Предмет и метод административного права

1.1. Понятие и предмет административного права. Общая характеристика общественных отношений, регулируемых нормами административного права.

1.2. Исполнительная власть как самостоятельная ветвь государственной власти.

1.3. Государственное управление и исполнительная власть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления. Цели, задачи, функции и формы государственного управления на современном этапе развития РФ.

1.4. Метод административно-правового регулирования.

1.5. Система административного права. Общая и Особенная части; их основные институты, соотношение и взаимосвязь.

Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

2.1. Понятие, особенности и структура административно-правовых норм. Критерии классификации и виды административно-правовых норм. Действие административно-правовых норм во времени и в простран­стве. Основные способы реализации норм административного права.

2.2. Понятие, особенности и виды источников административного права. Федеральные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Международно-правовые источники административного права. Нормативные административные договоры как источники административного права. Систематизация и кодифика­ция норм административного права России. Состояние и перспективы.

2.3. Понятие, основные черты и виды административно-правовых от­ношений. Субъекты административно-правовых отношений: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их долж­ностные лица; граждане; коммерческие и некоммерческие организа­ции. Административная правоспособность и дееспособность субъектов административно-правовых отношений. Особенности юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекраще­ние административно-правовых отношений.

Тема 3. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации

3.1. Понятие, признаки и структура административно-правового статуса гражданина. Виды административных прав и обязанностей граждан. Конституционные основы административно-правового статуса граж­дан. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти. Специальные административно-правовые статусы граждан: военнослу­жащие, инвалиды, члены многодетных семей и т.д. Роль органов испол­нительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

3.2. Защита прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их долж­ностных лиц. Полномочия Президента РФ и органов, образуемых Прези­дентом РФ, в сфере защиты прав и свобод граждан как субъектов административного права. Функции и компетенция управления по работе с обращениями граждан, Совета при Президенте РФ по содей­ствию развитию институтов гражданского общества и правам челове­ка, Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека.

3.3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в России.

3.4. Административный порядок рассмотрения обращений граждан орга­нами исполнительной власти. Виды обращений граждан, порядок и сроки их подачи и рассмотрения. Проблемы законодательного регули­рования административного порядка рассмотрения жалоб граждан.

3.5. Судебный порядок защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. Роль конституционных судов в обеспечении конституционно­сти нормативных административных правовых актов. Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рассмотрении спо­ров граждан с органами государственной администрации.

3.6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

4.1. Понятие, признаки и элементы системы исполнительной власти в РФ. Понятие, характерные черты и виды органов исполнительной власти, принципы их организации и деятельности. Элементы правового статуса органов исполнительной власти как субъектов администра­тивного права. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации. Обеспечение единства системы органов исполнительной власти по Конституции РФ. Характерные черты компетенции органа исполнительной власти.

4.2. Правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Эволюция системы федеральных органов исполнительной власти в связи с проведением административной реформы в России.

4.3. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти: поря­док образования, состав. Правовой статус и компетенция Правитель­ства РФ. Организационные формы работы Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ; координационные и совещательные органы при Правительстве РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с Федераль­ным Собранием РФ, Президентом РФ и судебными органами.

4.4. Система федеральных органов исполнительной власти, распределе­ние функций и полномочий между ними. Федеральные министерства: порядок образования, руководство, компетенция. Взаимоотношения федеральных министерств с федеральными службами и федеральны­ми агентствами, находящимися в их ведении. Федеральные службы: порядок образования, руководство, компетенция. Федеральные агентства: порядок образования, руководство, компетенция. Территориаль­ные органы федеральных органов исполнительной власти. Правовые основы их деятельности, виды, порядок образования и особенности размещения. Регламенты в деятельности федеральных органов испол­нительной власти: их значение и регулятивные свойства.

4.5. Общая характеристика системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Их правовой статус, виды органов. Высшее должност­ное лицо субъекта РФ: порядок замещения должности и компетен­ция. Правительство республики: порядок образования и компетенция. Органы исполнительной власти республики. Администрация области, края, автономной области, автономного округа: порядок образова­ния и компетенция. Органы исполнительной власти области, края, автономной области, автономного округа.

4.6. Формы и методы взаимодействия федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. По­рядок разрешения разногласий.

Тема 5. Государственная служба

5.1. Понятия «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и «должность государственной службы». Система государственной службы РФ. Принципы построения и функционирования государственной службы, их правовое закрепление.

5.2. Элементы правового статуса государственных служащих. Права и обязанности государственных служащих, запреты, связанные с граж­данской службой. Классификация государственных служащих. Долж­ностные лица как особая категория государственных служащих: по­нятие и признаки.

5.3. Поступление на государственную службу. Требования, предъявляе­мые к лицу при замещении должности государственной службы. Ограни­чения при поступлении на государственную службу. Способы заме­щения вакантных должностей государственной службы. Контрактная система поступления на государственную службу. Понятие, стороны, форма заключения, продолжительность и основные содержательные аспекты служебного контракта государственного гражданского слу­жащего.

5.4. Прохождение государственной службы: назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания, аттестация, квалификационный экзамен, госу­дарственные гарантии. Прекращение государственно-служебных отно­шений: основания и последствия.

5.5. Поощрения и награждения за государственную службу. Админист­ративная, материальная и уголовная ответственность государствен­ных служащих. Служебная дисциплина. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.

5.6. Особенности правового регулирования государственной граждан­ской службы РФ.

Тема 6. Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций

6.1. Понятие и признаки административнойправосубъектности организаций. Правовые основы взаимоотношений организаций (государственных и негосударственных) с органами исполнительной власти. Общий административно-правовой статус организаций, их виды.

6.2. Административно-правовой статус государственных и муниципальных коммерческих организаций, их права и обязанности во взаимоотно­шениях с органами исполнительной власти.

6.3. Административно-правовой статус негосударственных коммерчес­ких организаций, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

6.4. Административно-правовой статус некоммерческих организаций, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполни­тельной власти.

6.5. Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций.

Тема 7. Формы и методы административно-правового регулирования

7.1. Правовые и неправовые формы административно-правового регу­лирования: понятие и виды.

7.2. Понятие и признаки акта государственного управления как пра­вовой формы деятельности органа исполнительной власти. Админис­тративно-правовой акт и управленческое решение. Виды администра­тивно-правовых актов: акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления. Нормативные и индивидуальные акты. Требования, предъявляемые к административно-правовым ак­там, и последствия их несоблюдения.

7.3. Юридическая сила административно-правовых актов. Действие административно-правовых актов: понятие, сферы, пределы. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления административно-право­вых актов в силу. Прекращение и приостановление действия администра­тивно-правовых актов. Оспоримые и ничтожные акты как виды незакон­ных административно-правовых актов. Прекращение действия админи­стративно-правовых актов в административном и судебном порядке. Понятия «отмена акта», «признание акта недействующим», «призна­ние акта недействительным», «аннулирование акта». Проблемы прекра­щения действия административно-правовых актов в судебном порядке.

7.4. Административный договор как правовая форма административ­но-правового регулирования: понятие и признаки. Индивидуальные и нормативные административные договоры.

Тема 8. Административный процесс

8.1. Общая характеристика административного процесса и его видов. Административный процесс как вид юридического процесса и как необходимый элемент правоприменительной деятельности в сфере исполнительной власти. Основные концепции административного про­цесса в теории административного права. Понятие, характерные чер­ты и принципы административного процесса.

8.2. Структура административного процесса. Соотношение понятий «ад­министративный процесс» и «административное производство». Виды административного процесса: административные процедуры, адми­нистративная юрисдикция и административное судопроизводство, их соотношение и взаимосвязь.

8.3. Административные процедуры в деятельности органов исполни­тельной власти и их должностных лиц. Понятие и характерные черты административных процедур: их значение в реализации административ­но-правового статуса граждан и организаций. Виды административных процедур: правопредоставительные, разрешительные, регистрационные контрольно-надзорные и государственно-поощрительные процедуры, особенности их правового регулирования, сущность и содержание.

8.4.Административно-юрисдикционный процесс. Административная юрисдикция: понятие и отличительные черты. Общая характеристика административно-юрисдикционных производств: производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности; дисциплинарное производ­ство; производство по делам об административных правонарушениях.

Тема 9. Административное принуждение. Административная ответственность

9.1. Административное принуждение как вид государственного при­нуждения, его характерные черты. Цели, основания и виды админис­тративного принуждения. Административно-предупредительные меры. Административно-пресекательные меры. Меры обеспечения производ­ства по делам об административных правонарушениях. Меры админи­стративной ответственности.

9.2. Общая характеристика административной ответственности, ее от­личие от уголовной и дисциплинарной ответственности. Законода­тельное регулирование административной ответственности. Принци­пы административной ответственности.

9.3.Административное правонарушение: понятие, признаки и состав. Критерии отграничения административных правонарушений от смеж­ных с ними уголовных преступлений. Формы вины. Вина физического лица и вина юридического лица. Субъекты административной ответствен­ности. Административная ответственность физических лиц. Особенности административной ответственности несовершеннолетних, военнослужа­щих, должностных лиц и некоторых других категорий граждан РФ. Особен­ности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Административная ответственность юридических лиц.

9.4. Виды административных наказаний и принципы их применения. Основные и дополнительные наказания.

9.5. Основания освобождения от административной ответственности. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Тема 10. Производство по делам об административных правонарушениях

10.1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи, принципы и правовое регулирование.

10.2. Правовое положение и виды субъектов административной юрис­дикции по делам об административных правонарушениях на феде­ральном уровне и уровне субъектов РФ. Понятие и виды подведом­ственности дел об административных правонарушениях. Разграниче­ние подведомственности дел об административных правонарушениях на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьям и несудебным органам. Административно-юрисдикционная компетенция судей су­дов общей юрисдикции и арбитражных судов. Распределение дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, су­дьями районных и военных гарнизонных судов.

10.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав и другим специальным коллегиальным органам. Проблемы законодательного регулирования их статуса в административно-юрисдикционном про­цессе. Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях: общая, альтернативная и специальная.

10.4. Виды участников производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус. Особенности правового статуса прокурора как участника производства по делам об административ­ных правонарушениях. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делам об административных правонаруше­ниях.

10.5. Предмет доказывания и доказательства по делам об администра­тивных правонарушениях. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делам об административных правонарушениях. Понятие и виды доказательств. Относимость и допустимость доказательств. Оценка дока­зательств: требования конкретности, достаточности и достоверности.

10.6. Стадии производства по делам об административных правонару­шениях: понятие, виды, общая характеристика.

Тема 11. Обеспечение законности в сфере деятельности органов исполнительной власти

11.1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполни­тельной власти. Контроль и надзор: понятие, особенности, их соотно­шение и взаимосвязь. Виды контроля в сфере исполнительной власти. Парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Бюджетный контроль за деятельностью органов исполнитель­ной власти. Счетная палата РФ, ее полномочия. Уполномоченный по правам человека в РФ, его функции и полномочия. Аналогичные институты в субъектах РФ. Президентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Общий, надведомственный и ведомственный контроль в системе органов исполнительной власти. Административно-правовой статус федеральных служб как органов государственного контроля и надзора в сфере исполнительной власти. Административные процедуры как способ контроля за деятельностью органов исполнительной власти.

11.2. Прокурорский надзор. Формы реагирования прокурора на неза­конные акты органов исполнительной власти, действия и бездей­ствие их должностных лиц.

11.3. Формы общественного контроля в сфере исполнительной власти.

11.4. Роль Конституционного Суда РФ в оценке конституционности актов органов исполнительной власти и в разрешении споров с учас­тием этих органов. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в деятельности органов исполни­тельной власти.

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Тема 12. Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики

12.1. Конституционные основы государственного регулирования, координации, государственного управления и контроля в сфере экономики. Сочетание административных и экономических методов в деятельно­сти органов исполнительной власти. Программно-целевой метод государственного управления. Система государственных заказов.

12.2. Компетенция Правительства РФ, отраслевых и межотраслевых федеральных органов исполнительной власти в сфере государствен­ного регулирования экономических отношений.

12.3. Государственная монополия на производство и оборот отдельных ви­дов продукции и товаров (услуг). Лицензирование отдельных видов дея­тельности в сфере экономики. Формы и методы осуществления антимо­нопольной политики. Организация стандартизации, сертификации про­дукции и услуг. Управление государственной собственностью: формы и методы, компетенция органов исполнительной власти. Управление фи­нансово-кредитной системой, казначейская система. Компетенция Ми­нистерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Налоговые органы.

12.4. Особенности управления промышленным производством. Государственное управление в сфере топливно-энергетического комплекса. Государственное управление транспортным комплексом. Государствен­ное управление аграрно-промышленным комплексом.

12.5. Государственное управление в сфере природопользования. Государственный надзор и контроль. Компетенция Министерства природ­ных ресурсов и экологии РФ.

12.6. Особенности государственного управления в сфере внутренней и внешней торговли. Компетенция Министерства экономического раз­вития РФ.

12.7. Государственное управление федеральными системами связи и информации.

Тема 13. Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения и социальной защиты граждан

13.1.Конституционные основы государственного управления в соци­ально-культурной сфере.

13.2. Административно-правовое регулирование в сфере образования и науки. Виды образовательных учреждений. Образовательные стандарты. Ти­повые положения об образовательных учреждениях. Компетенция Министерства образования и науки РФ. Управление образовательными учреж­дениями в субъектах РФ.

13.3. Административно-правовое регулирование в сфере культуры. Сис­тема органов исполнительной власти, осуществляющих государствен­ное регулирование, координацию и контроль в отношении учрежде­ний культуры. Компетенция Министерства культуры РФ. Организация архивного дела.

13.4. Государственное управление в сфере здравоохранения. Система законодательных актов, регламентирующих основные вопросы управ­ления здравоохранением. Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Компетенция Министерства здравоохране­ния и социального развития РФ. Система органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих охраной здоровья населения. Обяза­тельное медицинское страхование граждан, их права и обязанности во взаимоотношениях с медицинскими учреждениями.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Компетенция органов исполнительной власти в сфере организации труда, обеспечения занятости населения. Решение проблем миграции. Государственное управление в сфере социальной защиты населе­ния. Система органов исполнительной власти, осуществляющих фун­кции социальной защиты населения. Права граждан в сфере социаль­ной защиты.

Тема 14. Государственное управление в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции

14.1. Государственное управление обороной РФ. Виды Вооруженных Сил РФ. Функции Министерства обороны РФ и его органов. Военно-ад­министративное деление РФ. Админис­тративно-правовое регулирование воинской обязанности граждан РФ и военной службы. Режим военного положения. Организация граж­данской обороны в России. Функции и компетенция Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий.

14.2. Государственное управление в сфере охраны государственной безопасности. Функции, организация и компетенция органов исполнитель­ной власти в сфере обеспечения государственной безопасности. Охра­на Государственной границы РФ. Охрана государственной тайны.

14.3. Государственное управление в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Функции и организация системы органов внутренних дел. Полномочия Министерства внутренних дел РФ. Правовой статус полиции. Обязанности и права полиции. Порядок формирования полиции и прохождения службы в ней.

14.4. Государственное управление в области внешней политики. Функ­ции и компетенция Министерства иностранных дел РФ. Дипломатические и консульские представительства РФ за рубежом, их правовой статус.

14.5. Государственное управление в области юстиции. Функции и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов. Организация и функции федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. Организационно-правовые основы дея­тельности федеральной службы исполнения наказаний.

Планы семинарских (практических) занятий

РАЗДЕЛ 1. ОБШАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Тема 3. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации

Вопросы для обсуждения

1. Граждане РФ как субъекты административного права.

2. Административ­ная правоспособность и дееспособность.

3. Права и свободы граждан по административному праву, их гарантии. Обязанности граждан во взаимоотношениях с исполнительной властью.

4.Специальные административно-правовые статусы граждан: понятие, особенности, виды.

5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Способы защиты прав граждан (право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; право на административную жалобу; право на судебное обжалование незаконных действий (бездействия) органов публичного управления и их должностных лиц). Уполномоченный по правам человека РФ.

Рассматривая данную тему, необходимо обратить внимание, что административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами. Граждане Российской Федерации являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. Их административно-правовой статус (совокупность прав, обязанностей и установленный объем ответственности в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти) является производным от их конституционного статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах различной юридической силы. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Более детально права и свободы человека и гражданина регламентирует глава 2 Конституции Российской Федерации.

Следует также обратить внимание на особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Задание 1. Отличие административно-правового статуса граждан от конституционно-правового статуса гражданина. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Приведите примеры со ссылкой на нормативные правовые акты.

Задание 2. Проанализируйте содержание терминов административная правоспособность и дееспособность. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан? В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособно­сти, по сравнению с гражданской право- и дееспособностью, трудовой правосубъектностью?

Задание 3. Перечислите основания для отказа в регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Имеются ли особенности регистрации граждан в Краснодарском крае?

Задача 1. В семье юрисконсульта Иванова сыну Николаю исполнилось 18 лет. У дочери Иванова родился сын, которого назвали Никитой. Супруга Иванова по конкурсу была принята на работу в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Через 5 дней пришло письмо, умер дедушка Николая.

Дайте характеристику вышеприведенным юридическим фактам и возникающим на их основе административно-правовым отношениям.

Задача 2. Сотрудники полиции попросили гражданина Иванова показать документ, удостоверяющий личность. Поскольку паспорта у него не оказалось, он был подвергнут административному задержанию до выяснения личности. Иванов обжаловал действия сотрудников полиции начальнику управления внутренних дел. В своем ответе начальник управления сообщил, что в соответствии с ФЗ «О полиции» она имеет право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления (как объяснили Иванову, он внешне был похож на разыскиваемого преступника); имеет право осуществлять административное задержание. Ответ начальника управления внутренних дел не удовлетворил Иванова. По его мнению, требование постоянно носить при себе документ, удостоверяющий личность, является ограничением прав и свобод человека. Согласно ст.55 Конституции РФ, такое ограничение возможно только федеральным законом, а ни в одном федеральном законе нет нормы, обязывающей граждан в обычных условиях носить при себе документы, удостоверяющие личность.

С чьей позицией Вы согласны? Ответ обоснуйте.

Задача 3. 16-летний Иван Дураченко обратился в отдел ЗАГС с заявлением, в котором просил переменить ему фамилию и имя, пояснив, что не желает больше иметь в школе кличку, унижающую его достоинство, а имя является слишком распространенным и не оригинальным. Начальник отдела сказал, что необходимо согласие родителей, без чего он не может удовлетворить его просьбу. Иван пояснил, что родители не считаются с его желанием, рассматривают его как несерьезное. Начальник посоветовал ему подождать еще один год щи обратиться в суд, который вправе удовлетворить его просьбу, районный суд в принятии заявления отказал.

Разрешите казус на основе действующего законодательства.

Деловая игра. Студенты разыгрывают ситуацию трудоустройства иностранного гражданина. Соответственно выбираются 4 человека из числа студентов (иностранный гражданин, российский работодатель, представитель органа внутренних дел, представитель органа занятости населения).

Особо обращается внимание на порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ, на документы, которые представляются для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, и на квоту привлекаемых для работы в РФ иностранных граждан.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 28.10.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №9; Российская газета, 2006, 18 октября.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Часть 1. М., 2011.

Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 06.12. 2011г.) //СЗ РФ, 2002, №30,Ст.3032.

Федеральный закон от 25 июля 2002г. №111-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011г.) //СЗ РФ, 2002, №30, Ст.3030.

Федеральный закон от 31 мая 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009г.) //СЗ РФ, 2002, №22,Ст.2031.

Федеральный закон от 11 июля 2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» с изменениями и дополнениями (в ред. от 08.12.2011г.) //СЗ РФ, 2001, №29,Ст.2950.

Федеральный закон от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 12.12.2011г.) //СЗ РФ, 1998, №22,Ст.2331.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ФЗ от 21.12.2009 г.)// СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1475; 2008, №49, Ст. 5746.

Федеральный закон от 15 ноября 1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 3.12.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №47,ст. 5340; 2002, №18,Ст.1724.

Федеральный закон от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №39,Ст.4465.

Федеральный закон от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 28.12.2010г.) //СЗ РФ, 1996, №3,Ст.148.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ, 1995, №21, Ст.1930.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010г.) //СПС «Консультант Плюс»

Закон РФ от 25 июня 1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 6.12.2011г.) //ВВС РФ, 1993, №32,Ст.1227.

Закон РФ от 19 февраля 1993г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ, 1995, №52,Ст.5110.

Указ Президента РФ от 19 октября 2005г. №1222 (ред. от 27.07.2007) «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации»//СПС «Консультант Плюс»

Указ Президента РФ от 29 марта 1998г. №310 «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека» (в ред. Указа Президента РФ от 28.06.2005г. №736)//Российская газета,1998, 8 апреля

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003г. №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 14.12.2009г.) //СПС «Гарант»

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002г. №754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» (в ред. от 14.07.2006г.)// СПС «Консультант Плюс»

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 «1541 «Об утверждении положения о воинском учете» (в ред. от 6.10.2011г.)// СПС «Консультант Плюс»

Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №28,Ст.3444.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995г. «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (в ред. от 26.10.2011г.) // СПС «Консультант Плюс»

Международные правовые акты

Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г. №1920-1.//СПС «Гарант»

Международный пакт от 16 декабря 1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах».//СПС «Консультант плюс»

Международный пакт от 16 декабря 1966г. «О гражданских и политических правах». //СПС «Консультант плюс»

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В. Административное право: Учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Андриченко Л. В., Белоусова Е. В. Статус беженцев и вынужден­ных переселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал россий­ского права, 1999, № 5/6, С. 108-115.

Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право, 1994, № 3, с. 16-24.

Витрук Н. В. Основы правового положения личности в социа­листическом обществе. М., 1979.

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М.,2003*

Козлов Ю.М. Административное право: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: «Юристъ»,2001.

Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и пра­во, 2001, № 6,С. 25.

Малько А. В. Основы теории законных интересов // Журнал рос­сийского права, 1999, № 5/6,С. 65.

Новоселов В. И. Граждане как субъекты советского администра­тивного права // Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985, С. 26.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005.*

Хаманева Н. Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации., 2000.

Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы)// Государство и право, 2003, № 4, с. 5.

Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

(семинар в диалоговом режиме)

Вопросы для обсуждения

1. Элементы административно-правового статуса органа исполнительной власти.

2. Система и виды органов исполнительной власти в РФ.

3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

5. Правительство РФ: компетенция, полномочия и порядок образования.

6. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация). Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение.

Студентам следует помнить, что, согласно Конституции 1993 г., Президент Российской Федерации является главой государства, а не главой исполнительной власти, несмотря на его обширные полномочия в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти.

При рассмотрении органов исполнительной власти как субъектов административного права, прежде всего, необходимо уяснить понятие «органа», его правовой статус и виды этих органов, затем остановиться на основах правового положения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Задание 1. В каком порядке подлежат исполнению судебные акты по искам, по которым в качестве ответчика выступает Правительства РФ?

Задание 2. Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб на решения судов органы государственной власти?

Задание 3. Можно ли считать субъектом административного права муниципальное образование и его специально создаваемые органы? В каких случаях?

Задание 4. Юридическое содержание компетенции. Ее структура.

Задание 5. Являются ли субъектами исполнительной власти органы местного самоуправления? Как строятся отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления?

Задание 6. Назовите основные полномочия Президента в сфере исполнительной власти.

Задание 7. Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ, почему и в чем это подчинение выражается?

Задание 8.Составьте схему организации управления в Краснодарском крае.

Задание 9. Перечислите коллегиальные федеральные органы исполнительной власти.

Задача 1. Государственная Дума направила Президенту РФ обращение с просьбой исключить из структуры федеральных органов исполнительной власти Управление делами Президента РФ, поскольку функции и полномочия данной государственной организации не соответствуют конституционным задачам и функциям исполнительной власти а, кроме того, это не соответствует действующей системе федеральных органов исполнительной власти.

Ваше мнение по данному вопросу?

Задача 2. Крошкин, занимающий должность федерального министра, обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным Указ Президента РФ об отставке Правительст­ва РФ, поскольку он (Крошкин) в этот период находился на больничном и согласно ст. 81Трудового кодекса РФ не мог быть уволен по инициативе администрации.

Разрешите дело по существу.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 28.12.2010) // СЗ РФ,1997, № 51, Ст.5712.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г.) // Российская газета,2007, 7 марта.

Федеральный закон от 6 октября 1996г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 30.11.2011г.) //СЗ РФ, 1999, №42,Ст.5005.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» (в ред. от 7.12.2011г) // СЗ РФ, 2003,№ 40,Ст. 3822.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 21.05.2012г.) //www.kremlin/ru.

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.06.2005 г.) // СЗ РФ, 1996, №22, Ст. 2663; 2005, №28, Ст. 2865.

Указ Президента РФ от 6 апреля 2004г. №490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (ред. от 14.01.2011г.)// Российская газета, 2004, 8 апреля.

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004г. №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (ред. от 25.04.2012г.) // Российская газета, 2004, 8 июня.

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В. Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник. 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Бобылев А. И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2003*

Герасимова М.А. Модели местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.//Государственная власть и местное самоуправление,2006,№5.

Васильев В.Г. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.

Журавлев А.Л., Комарова В.В. Правовые основы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ //Конституционное и муниципальное право, 2001, №2.

Козлов Ю.М. Административное право. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: «Юристъ»,2001.

Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 2001.

Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. А.П. Любимова. М.,2005.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» /Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1999.

Лобода Т.И. Реформа местного самоуправления в России// Конституционное и муниципальное право, 2006, № 2.

Макосейчук Т.М. Роль Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании системы органов исполнительной власти //Правоведение, 2001, №6.

Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной вла­сти по Конституции Российской Федерации // Государство и право,1996, № 8.

Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей.// Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 1.

Стародубцева И.А. Особенности полномочий органов государственной власти по обеспечению соблюдения федерального законодательства.// Государственная власть и местное самоуправление, 2006, №2.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005.*

Фролов Г.И. Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.

Тема 5. Государственная служба

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды государственной службы РФ.

2. Понятие государственного служащего, права и обязанности.

3. Административно-правовой статус государст­венного служащего.

4. Ответственность государственных служащих.

Государственная служба – один из ключевых административно-правовых институтов. Она регулируется также конституционным и трудовым правом. Нормы административного права предусматривают порядок поступления на службу в государственный аппарат, права и обязанности госслужащих, порядок прохождения службы в государственном аппарате, специфику ответственности служащих государственного аппарата. В этой связи государственные служащие являются субъектами административно-правовых отношений, а значит и субъектами административного права. Государственный служащий для выполнения возложенных на него задач наделен соответствующими правами и обязанностями. Актуальным в настоящее время является институт ограничений, связанных с государственной службой, с которыми студентам следует ознакомиться, а также институт ответственности государственных служащих. Государственная служба включает в себя как федеральную государственную службу, так и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении; строится на определенных принципах; предполагает определенный порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения; установление правового статуса государственного служащего и гарантий его реализации. При изучении данной темы студентам следует выяснить различия между государственными служащими, в зависимости от категорий замещающими соответствующие должности, характер и объем предоставленных им полномочий, а также ветвями государственной власти, в органах которых предусмотрена государственная служба.

Задание 1. Прохождение государственной службы регулируют следующие понятия:

- конкурс;

- испытание;

- аттестация.

В чем заключается сущность данных понятий?

Задание 2. Найдите и укажите правильные ответы:

а) ежегодный отпуск государственного служащего:

- не менее 30 суток;

- 40 суток;

- 45 суток;

- для отдельных категорий - больше 30 суток.

Задание 3. В соответствии с признаками государственных служащих определите, кто из названных лиц относится к таковым: начальник вокзала; врач; инспектор отдела внутренних дел; секретарь судебного заседания; артист; федеральный министр; заместитель федерального министра; преподаватель кафедры; председатель политической партии; адвокат; стенографистка; судебный пристав; руководитель муниципального предприятия; заведующий канцелярией; продавец; государственный санитарный врач; солдат; юрисконсульт.

Задание 4. Продолжите:

4.1. Прокурорские работники не могут …. Создание и деятельность общественных объединений…. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности ….

4.2. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе ….

Задание 5. Назовите признаки, отличающие государственную гражданскую службу от иных видов службы.

Задание 6. Назовите стадии прохождения государственной гражданской службы.

Задача 1. Гражданину Иванову, находящемуся на государственной службе в аппарате Правительства РФ, исполнилось 65 лет. Он написал на имя начальника заявление о продлении ему срока нахождения на государственной службе еще на 2 года. Начальник в удовлетворении данного заявления отказал. Иванов обратился с жалобой к заместителю Председателя Правительства РФ.

Разрешите дело по существу.

Задача 3. При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной службы было рассмотрено заявление гражданина Анина. Он не представил сведений о своем имущественном положении. Ему было предложено заключить трудовой договор сроком на 1 год. Гражданин Анин не согласился с подобным предложением, полагая, что его оформление на должность должно быть осуществлено путем издания приказа.

Как следует решить вопрос о назначении гражданина Анина на должность?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (в ред. от 6.12.2011г.)//СЗ РФ, 2004,№31,Ст.3215; Российская газета, 2006, 8 февраля.

Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 6.12.2011 г.) // СЗ РФ, 2003, № 22,Ст.2063; СЗ РФ, 2003, №46 (часть I),Ст. 4437.*

Федеральный закон от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 8.12.2011г.) // СЗ РФ, 1998, №13,Ст.1475; Российская газета,2006,28 октября*

Федеральный закон от 17 ноября 1995г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2012г.) //СЗ РФ, 1995, №47,Ст.4472; 1999, №7, Ст. 878; 2000, №2, Ст.140.

Федеральный закон от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 2011, 7 декабря.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. от 6.12.2011г.) // СЗ РФ, 1997, № 30,Ст. 3586.*

Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. №32 «О государственных должностях Россий­ской Федерации» (в ред. от 14.01.2011г.) // СЗ РФ,1995, № 3,ст. 173.*

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (ред. от 2.01.2011г.) //СЗ РФ,2005,№6,Ст. 439*

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005г. № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 23.11.2011г.)// Российская газета, 2006, 12 января*

Указ Президента РФ от 25 июля 2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред. от 23.11.2011г.) //СЗ РФ,2006,№31,Ст.3459.*

Указ Президента РФ от 11 февраля 2006г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 21.09.2011г.)//СЗ РФ,2006,№8,Ст.892*

Указ Президента РФ от 9 июня 2006г. № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов» //Российская газета,2006, 15 июня*

Официальные акты высших судебных органов

Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. № 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»// СПС «Гарант»; «Консультант плюс»*

Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2004 г. №320-О «По ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// СПС «Гарант»; «Консультант плюс»*

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2011г. №8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан» // Российская газета, 2011, 27 мая.

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В. Административное право: Учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2003.*

Бахрах Д. Н., Казанов С. Д. Государственная администрация: ее органы и служащие. Екатеринбург, 1998.

Волкова В.В., Сапфирова А.А. Государственная служба: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

Горикова Н.А. Правовое регулирование государственной службы в РФ.//Бюллетень Министерства юстиции, 2005, №8, С.40.

Гришковец А. А. Право государственного служащего на продви­жение по службе // Государство и право, 1998, № 10, С. 32.

Гукова Ж.А. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Административное право и процесс, №5, 2011.

Гусев А. В. Правоотношения на государственной службе // Рос­сийский юридический журнал, 2000, № 3.

Давыдов К.В. Должностные регламенты государственных гражданских служащих как элемент реформы государственной службы Российской Федерации: основные правовые проблемы // Административное право и процесс, №4, 2011.

Демин А.А. Проблема правомерности действий государственного служащего при получении незаконного приказа руководителя // Административное право и процесс, №4, 2010.

Добробаба М.Б. Проблема понимания дисциплинарного проступка в служебном праве // Административное право и процесс, №5, 2011.

Демин А. А. Государственная служба. М., 2002.

Еремееева Е. Участие государственных служащих в управлении коммерческими организациями.//Юристъ, 2006,№4,С.16.

Еремян В.В. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности.//Право и политика, 2006, №5, С.62-71*.

Ершова Е.А. Изменение трудовых правоотношений гражданских служащих.//Трудовое право, 2006, №4,С.66-75.*

Иванов В.П. О государственной гражданской службе.//Закон и право,2005, №12, С.53-54.

Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспек­ты). М, 2002.

Кудашкин А. В. Военная служба как особый вид государствен­ной службы Российской Федерации// Государство и право, 2000, № 3, С. 12.

Куракин А. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция, 2002, № 7.

Нарожная Е.В. О совершенствовании законодательства субъектов Федерации в сфере государственной службы.// Бюллетень Министерства юстиции, 2006, №2.

Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы.// Законодательство и экономика, 2006, №2, С.24.

Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2003.

Родионова М Право государственного служащего на присвое­ние квалификационного разряда // Российская юстиция, 2001, № 2.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.*

Тема 6. Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды предприятий и учреждений.

2. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений. Их взаимоотношения с органами исполнительной власти.

3. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. Их взаимоотношения с органами исполнительной власти.

4. Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций.

Предприятия и учреждения также являются субъектами административного права. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Учреждение выполняет социально-культурные и административно-политические функции, создавая ценности, в основном, непроизводственного характера. В зависимости от видов собственности, предприятия и учреждения могут подразделяться на государственные, частные, общественные и смешанных форм собственности. Согласно части I Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от организационно-правовых форм различают полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, государственные и муниципальные, производственные кооперативы. Субъектами административно-правовых отношений предприятия и учреждения становятся, например, при получении разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, их государственной регистрации и т. д.

Субъектами административного права являются многочисленные общественные объединения. Студенты должны обратить внимание на понятие и виды общественных объединений, основы их правового статуса, административно-правовые гарантии их прав и законных интересов. Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, действуют от своего имени, целью их деятельности не является извлечение прибыли.

Относительно недавно было создано новое общественное объединение – Общественная палата Российской Федерации, которое обеспечивает взаимодействие граждан России с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Задание 1. Как практикующий юрист дайте консультацию гражданам РФ решившим создать религиозную организацию «Крест Господний» и общественное движение «Народ и армия едины». Раскройте механизм их создания.

Задание 2. Назовите основные направления осуществления контроля и надзора за деятельностью общественных объединений.

Задание 3. Создание каких общественных объединений запрещено законом?

Задание 4. Каковы функции государства по отношению к общественным объединениям?

Задание 5. Назовите особенности административно-правового статуса некоммерческих организаций.

Задача 1. Три гражданина решили создать газету информационного характера. Прибыли они решили распределить в равных долях. От государственной регистрации они отказались, полагая, что в этом нет необходимости, так как газета, по их мнению, не является коммерческим изданием.

Правомерны ли действия граждан?

Задача 2. Какие субъекты относятся к коммерческим организациям:

- муниципальная школа;

- кинотеатр;

- управление бытового обслуживания края;

- общество собаководов;

- акционерное общество по производству безалкогольных напитков;

- научно-исследовательский институт;

- городская больница.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс РФ. Часть 1. М., 2011.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. №8-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 1.07.2011г.) // СЗ РФ,2006, №6,Ст. 636.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. №8-ФЗ «Об общественной палате» (в ред. от 6.12.2011г.) // СЗ РФ,2006, №6,Ст. 636.

Федеральный закон от 28 июня 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: