Политические технологии могут быть функциональными и инструментальными.
Функциональные политические технологии широко распространены, предполагают рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок субъектов управления и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуницирования с общественностью и т.д.) и направлены на управление и контроль за процессами.
Инструментальные технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.
В зависимости от области применения различают предметные технологии (например, электоральных техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях, переговорных процессах в дипломатической или военной сфере, и т.д.).
С предметнымисвязаны уровневые технологии, отражающие степень социальной организации предметных областей. К ним относят:
» глобальные, связанные с решением общемировых проблем (охраной природы, поддержанием международной безопасности и т.п.);
|
|
» континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в каком-либо регионе мира;
» национально-государственные - характеризуют процесс осуществления власти и государственного управления в масштабах одной страны;
» корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в отдельной организации,
» локальные, фиксирующие специфику деятельности отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства, а также межличностные.
По продолжительности использования определенных способов деятельности выделяют:
- стратегические, нацеленные на отдаленный результат деятельности акторов;
- тактические, предполагающие реализацию краткосрочных целей;
- циклические, постоянно воспроизводящиеся в структуре деятельности субъекта;
- спорадические, применяемые единовременно.
Учитывая нацеленность технологий на расширение круга субъектов, способных применять сложившиеся алгоритмы деятельности при решении однотипных задач различают:
= иражируемые - рассчитанные на повсеместное применение в аналогичных условиях. Они мало зависят от свойств применяющих их акторов и потому максимально экономят временные и материальные ресурсы при осуществлении однотипных видов деятельности;
= уникальные - перечень действий, применимых только в определенных, строго фиксированных условиях и не воспроизводимых даже в схожих условиях. Эти технологии применимы только для однократного обеспечения каких-либо целей, или для конкретных акторов. Они значительно дороже и практически полностью теряют свою эффективность при попытках перенесения даже в сходные обстоятельства.
|
|
В зависимости от условий деятельности, динамических изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии.
Жесткие характеризуются стабильностью параметров приемов и способов деятельности применяемых субъектами. Очень часто такие технологии обеспечивают правовой и процедурный порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти (сохранение иерархичности в согласовании правительственных программ, визировании документов и т.п.).
Мягкие технологии позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям.
Первые можно расценивать как способы деятельности, в основном воспроизводящие структуры, функции и отношения власти, а вторые — как формирующие, достраивающие политическую систему и систему управления государством до уровня актуальных требований.
По степени и характеру регламентации деятельности различают нормативные и девиантные технологии.
Нормативные технологии — это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями.
Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К ним относятся, например, противоречащие закону или нормам общественной морали «серые» и «черные» технологий. В процессе выборов, например, субъекты влияния и власти нередко переходят к «сливу компромата», шантажу, утечкам информации, клевете, а в ряде случаев даже к террору, организации заговоров, путчей и т.д., что может приводить не только к политическим скандалам, но и к политическим кризисам.
Близки к рассматриваемым типам технологий также явные и теневые способы достижения властно-политических и государственно-административных целей.
Явные проявляются в формах диалога власти с общественностью, олицетворяя публичный характер власти, отражают политический режим и сложившуюся систему управления государством. Но они часто имеют только демонстрационный, «показной» характер, ориентируются на коммуницирование с общественным мнением и создание у него образа активной и эффективной власти. При этом практическая связь с реальным процессом выработки государственных решений у них может быть очень слабой, а то и отсутствовать вовсе. В этом случае говорят о «популизме» власти или лидеров.
Теневые технологии с практической точки зрения часто являются определяющими процесс применения власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем отличаются очень слабым уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стандартизированные и алгоритмизированные способы и приемы деятельности.