Типы политических технологий

Политические технологии могут быть функциональными и инструменталь­ными.

Функциональные полити­ческие технологии широко распространены, предполагают рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок субъектов управления и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, ком­муницирования с общественностью и т.д.) и направ­лены на управление и контроль за процессами.

Инструменталь­ные технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.

В зависимости от области применения различают предметные технологии (например, электоральных техниках лоббирования, ком­пьютерных и информационных технологиях, переговорных процессах в дипломатической или военной сфере, и т.д.).

С предметнымисвязаны уровневые технологии, отражающие степень социальной организации пред­метных областей. К ним относят:

» глобальные, связанные с решением общемировых проблем (охраной природы, поддержани­ем международной безопасности и т.п.);

» континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, междуна­родных организаций и институтов по решению проблем в каком-либо регионе мира;

» национально-госу­дарственные - характеризуют процесс осуществления власти и госу­дарственного управления в масштабах одной страны;

» корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в отдельной организации,

» локальные, фиксирующие специфику деятельности отно­шений субъектов в ограниченных точках политического пространства, а также межличностные.

По продолжительности использования опре­деленных способов деятельности выделяют:

- стратегические, нацеленные на отдаленный результат деятельности акторов;

- тактические, предполагающие реализацию крат­косрочных целей;

- цик­лические, постоянно воспроизводящиеся в структуре деятельности субъекта;

- спорадические, применяемые единовременно.

Учитывая нацеленность технологий на расширение круга субъек­тов, способных применять сложившиеся алгоритмы деятельности при решении однотипных задач различают:

= иражируемые - рас­считанные на повсеместное применение в аналогичных условиях. Они мало зависят от свойств применяющих их акторов и потому максимально экономят временные и материальные ресурсы при осуществлении однотипных видов деятельности;

= уникальные - перечень действий, применимых только в определенных, строго фиксированных условиях и не воспроизводимых даже в схожих условиях. Эти технологии применимы только для однократного обеспечения каких-либо целей, или для конкретных акторов. Они значительно дороже и практически полностью теряют свою эффективность при попытках пе­ренесения даже в сходные обстоятельства.

В зависимости от условий деятельности, динами­ческих изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии.

Жесткие характеризуются стабильностью параметров приемов и способов деятельности применяемых субъек­тами. Очень часто такие технологии обеспечивают правовой и процедурный порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти (сохранение иерархич­ности в согласовании правительственных программ, визировании доку­ментов и т.п.).

Мягкие технологии позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресур­сов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям.

Первые можно расцени­вать как способы деятельности, в основном воспроизводящие структуры, функции и отношения власти, а вторые — как формирующие, до­страивающие политическую систему и систему управления государ­ством до уровня актуальных требований.

По степени и характеру регламентации деятельности различают нормативные и девиантные технологии.

Нормативные технологии — это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) за­конами, нормами, традициями или обычаями.

Девиантные техноло­гии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требова­ний и стандартов способы деятельности. К ним относятся, напри­мер, противоречащие закону или нормам общественной морали «серые» и «черные» технологий. В процессе выборов, например, субъекты влияния и власти нередко переходят к «сливу ком­промата», шантажу, утечкам информации, клевете, а в ряде случаев даже к террору, организации заговоров, путчей и т.д., что может приводить не только к политическим сканда­лам, но и к политическим кризисам.

Близки к рассматриваемым типам технологий также явные и тене­вые способы достижения властно-политических и государственно-ад­министративных целей.

Явные проявляются в формах диалога власти с общественностью, олицетворяя публич­ный характер власти, отражают политический режим и сложившуюся систему управления государством. Но они часто имеют только демонстрационный, «показной» харак­тер, ориентируются на коммуницирование с общественным мнением и создание у него образа активной и эффективной власти. При этом прак­тическая связь с реальным процессом выработки государственных ре­шений у них может быть очень слабой, а то и отсутствовать вовсе. В этом случае говорят о «популизме» власти или лидеров.

Теневые технологии с практической точки зрения часто являются определяющими процесс примене­ния власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем отличаются очень слабым уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стандартизи­рованные и алгоритмизированные способы и приемы деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: