Билет 19. Становление советской дипломатической службы и НКИД

Провозгласив лозунг установления диктатуры пролетариата, большевики после октября 1917 г. начали трансформировать его в практику установления полновластия большевистской партии, в том числе и в решении внешеполитических задач. Троцкий, первый руководитель НКИД, заявил, что новое правительство не собирается никого увольнять, но будет безжалостно в отношении саботажников. Приказом НКИД от 6/19 ноября все отказавшиеся от сотрудничества были уволены. К концу октября 1917 г. Россия имела 6 дипломатических представительств за границей: в Лондоне, Мадриде. Париже, Риме, Токио и Варшаве, и 19 дипломатических миссий. Большинство сотрудников, работающих за границей, не признали новую власть и были освобождены от обязанностей, но иностранные державы не признали этот факт, и старые представительства продолжали работать в течение нескольких лет, поддерживая связь с белогвардейцами и иностранными правительствами. 15/28 ноября И.А. Залкинд, революционер-большевик, стал заместителем (товарищем) наркома по иностранным делам. Революционный матрос Н.Г. Маркин стал секретарем наркома по иностранным делам. Он был деятельным и энергичным человеком, но не имел достаточного образования. Благодаря его совместной с Залкиндом деятельности МИД был ликвидирован, и начал функционировать новый аппарат. 15 ноября сотрудникам МИД был предъявлен ультиматум: явиться в здание МИД и сдать дела или быть подвергнутыми суду. 17 ноября все сотрудники МИД сдали дела, ключи от сейфов и удалились. 19 ноября советская власть фактически вступила в управление министерством. Было необходимо сформировать новый штат сотрудников. Среднее и низшее звено составляли беспартийные сотрудники, высшее – члены партии. Важно, что НКИД – 1й сформированный комиссариат.

Свою деятельность НКИД начал с публикации секретных договоров. В основном эта работа легла на плечи Маркина. Другим направлением, которым вплотную занялся НКИД, была проблема военнопленных.

С первыми шагами НКИД связывают заключение Брест-Литовского мира. Состав и руководство делегации на переговорах неоднократно менялись. Так, на первом этапе делегацию возглавлял А.А. Иоффе, на втором Л.Д. Троцкий, а на третьем, заключительном этапе, Г.Я. Сокольников. С начала переговоров была принята линия затягивания переговоров, эта тактика продолжалась до середины января 1918 г., когда было решено держаться до немецкого ультиматума. Ультиматум был предъявлен 9 февраля, но Троцкий отказался его подписывать. 12 февраля наркомом по ин. делам стал Г.В. Чичерин; 3 марта 1918 г. был подписан Брест-Литовский мирный договор. По договору от России было отторгнуто около 800 тыс. кв. км территории, Россия должна была выплатить Германии контрибуцию, но он дал России кратковременную передышку.

В начале марта 1918 г. НКИД переехал в Москву из Петрограда; отъезд готовили в глубокой тайне. Структура не претерпела серьезных изменений, которые можно свести к незначительным установкам и переименованиям. Не изменились и цели, которые правительство ставило перед НКИД, однако надо было думать об установлении дипломатических контактов с другими странами, чтобы вывести Россию из международной изоляции. Были назначены представители России за рубежом (Воровский в Швеции, Дании, Литвинов в Англии и т.д.), но де-юре европейские гос-ва в признании СССР отказали, тем не менее, установив неофициальные контакты.

30 июня 1918 г. совещание НКИД в Москве утвердило «Положение о работе НКИД», определявшее основы внутреннего устройства НКИД и ф-ции зарубежных представительств. 18 октября 1918 г. был издан декрет СНК об учреждении советских консульств за пределами России.

В первой половине 1918 г. в основном сформировался и начал действовать механизм выработки и принятия практических шагов советской дипломатии. НКИД готовил первоначальные проекты, которые рассылались в аппарат ЦК РКП(б) и канцелярию Совнаркома республики. Если они одобрялись, то работники НКИД приводили их в исполнение. В ином случае проекты подлежали доработке и только после окончательного утверждения претворялись в жизнь. Вслед за этим НКИД выступал с соответствующими акциями на международной арене. НКИД был не только инициатором, но и главным проводником в жизнь внешней политики.

После принятия Конституции РСФСР в НКИД была создана Коллегия наркомата, в первый состав которой входили Чичерин, Карахан, Каменев и Стучка. В состав НКИД входили 340 чел., была создана отдельная канцелярия заместителя наркома. Были созданы стол дипломатических курьеров и общая регистратура.

Ноябрьская революция в Германии позволила СССР разорвать Брест-Литовское соглашение, но в Германии не произошло ожидаемого пролетарского переворота, и при этих обстоятельствах перед Россией встал вопрос о поиске новых принципов деятельности советского гос-ва на международной арене. НКИД начал рассылать ноты странам Антанты и к Японии о готовности вступить в мирные переговоры и заключить мир. Ответов не последовало.

1919 год Россия встретила в условиях крайней внутренней и внешней напряженности. На деятельности НКИД тяжело сказывался кадровый голод: ряд сотрудников НКИД был мобилизован в армию, и оставшимся в аппарате пришлось работать не покладая рук. На заседании Коллегии НКИД 25 апреля 1919 г. было принято решение о распределении работы между ее членами. Чичерин должен был вести дела в центрально-европейских державах и Польше, Литвинов дела в отношении Англии, Франции, Италии, Америки, Скандинавских стран, Финляндии, выполнять многие другие ф-ции, многие обязанности возлагались на Л.М. Карахана.

Начиная с весны 1919 г. вопросы внешней политики в нарастающей степени занимали внимание Политбюро ЦК РКП(б). На заседания, рассматривавшие такие вопросы, приглашались либо Чичерин, либо его заместитель, хотя их мнение далеко не всегда оказывало решающее влияние на принятие решения.

БИЛЕТ 20. УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВАМИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ.БЕЗ КОНФЕРЕНЦИЙ

После Октября 1917 г. система загранучреждений МИД, сохранив в целом свой статус, под воздействием внешних и внутренних факторов, претерпевала структурные изменения. Благодаря этим изменениям дипломатические загранучреждения приспособились к сложным историческим условиям периода Гражданской войны и смогли продолжать свою деятельность и после ее окончания. Так, ряд российских дипломатических представительств был закрыт из-за практической. В то же время за годы Гражданской войны и сразу после нее в системе российского заграничного представительства появились новые структурные элементы: полуофициальные представительства (представители) белых правительств в Германии и ее бывших союзников (Болгария, Турция, Австрия), в странах, ранее являвшихся частями Российской империи (Польша, Финляндия, Эстония) и в дружественной белому движению Чехословакии. Учреждение этих новых дипломатических представительств было обусловлено как внешнеполитическими интересами антибольшевистских правительств, так и необходимостью защиты интересов русских беженцев в указанных странах.

Необходимо отметить, что еще до установления официальных дипломатических отношений де-юре европейские гос-ва в признании РСФСР отказали, тем не менее, установив неофициальные контакты.

2 февраля 1920 г. между РСФСР и Эстонией был подписан мирный договор, приведший к установлению дипломатических отношений. В том же 1920 г. был заключен аналогичный договор с Литвой, Латвией, Финляндией. Эти договоры были несомненным достижением советской дипломатии.

12 октября 1920 г. был подписан договор о перемирии между РСФСР, УССР и Польшей, начались переговоры об окончательных условиях мира, и 18 марта 1921 г. в Риге был заключен данный мирный договор, фиксировавший полное уважение к государственному суверенитету каждой из договаривающихся сторон. 4 статья договора подчеркивала, что РСФСР не претендует на польские земли. Этот договор отразил двойственность сложившейся тогда ситуации: с одной стороны, в нем говорилось о признании независимости Украины и Белоруссии, с другой – договор фиксировал границу с Польшей гораздо восточнее линии Керзона, что означало отделение от Украины и Белоруссии их западных областей в пользу Польши.

В декабре 1917 г. Персия признала Советскую Россию. Однако позже к власти пришло пробритански настроенное правительство, и дипмиссия была разгромлена белогвардейцами 3 ноября 1918 г. В 1921 г. был заключен договор с Персией, были восстановлены дипотношения; в Москве был заключен договор с Афганистаном, установлены дипломатические отношения с Турцией (к тому же была достигнута договоренность о безвозмездной помощи Турции в размере 10 млн рублей золотом, а также помощи оружием)

К середине 1921 г. сформировалась и утвердилась организационная структура НКИД, которая просуществовала с небольшими изменениями до начала второй мировой войны. Постепенно, но неуклонно росло число зарубежных представительств

В марте 1921 г. было подписано торговое соглашение между РСФСР и Великобританией, положившее начало признанию России крупными капиталистическими державами.

В апреле 1922 г. был подписан Раппальский договор между РСФСР и Германией; две державы возобновляли официальные дипломатические и консульские отношения, отказывались от взаимного возмещения убытков.

1924 год известен как «полоса признаний СССР», т.к. он ознаменован рядом договоров, заключенных с крупными европейскими и азиатскими странами, де-юре признающими РСФСР как гос-во и готовыми вести официальные дипломатические отношения. 2 февраля 1924 г. Чичерину была вручена британская нота о признании Великобританией де-юре СССР и его правительства. В феврале 1924 г. Муссолини сообщил о готовности признать де-юре СССР и начать дипломатические отношения. В октябре 1924 г. были установлены дипотношения с Францией. Помимо этих трех стран, в течение 1924 г. СССР установил дипотношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией и Мексикой. К 1925 г. более 20 государств восстановили дипломатические отношения с нашей страной. Из великих держав только США упорно отказывались идти на сближение с большевистским режимом до тех пор, пока в СССР не будет восстановлено право частной собственности и “демократические свободы”, защитниками которых США провозглашали себя. Тем не менее экономическое сотрудничество между двумя странами успешно налаживалось, на неофициальном уровне с советским правительством сотрудничали десятки американских предпринимателей, в том числе таких крупных, как А. Хаммер и Г. Форд. Дипломатические отношения с США были установлены только 16 ноября 1933 г.

СССР также установил дипломатические отношения с Китаем 31 мая 1924; Японией - 25 февраля 1925; в 1926 с Уругваем и Саудовской Аравией; в 1928 с Йеменом; в 1933 – (помимо США) с Испанией (где к власти пришла коммунистическая партия), в 1934 – Албанией, Болгарией, Венгрией, Румынией, Чехословакией, в 1935 – с Колумбией, Бельгией и Люксембургом, в 1940 – с Югославией, в 1941 – с Ираком.

В результате расширения деятельности НКИД в 1924 г. единый Отдел по делам Запада был разделен на три самостоятельных подразделения, получивших в 1929 г. статус отделов. Подотдел Прибалтики и Польши был преобразован в Первый Западный отдел, подотделы Центральной Европы и Скандинавии были объединены во Второй Западный отдел, а подотделы англосаксонских и романских стран – в Третий Западный отдел.

НКИД во второй половине 20-х – начале 30-х гг. испытывал нехватку квалифицированных дипломатических кадров, что было связано с кадровыми «чистками», линией партии на обновление кадров за счет молодых и неопытных кадров, являющихся членами партии (замена беспартийных). Это было связано также с расширением международных связей советского гос-ва и открытием официальных загранучреждений в странах, с которыми были установлены дипотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: