Глава 3: Практическая часть (рекомендации для организации игр с песком)

Общие условия организации песочной игротерапии:

Для организации процесса песочной терапии потребуется:


песочница (ящик для песка)


песок


вода


коллекция миниатюрных фигурок

Песочница:

Размер и форма:

Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный размер 50 х 70 х 8. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Традиционная песочница имеет прямоугольную форму. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева заметила, что в прямоугольной песочнице чаще отражаются проблемные, конфликтные психические элементы. Работая с такой песочницей, легче собрать психодиагностическую информацию о ребенке.

Квадратная песочница (70 х 70 х 8) провоцирует стремление ребенка занять ее центр, найти идею, объединить все элементы картины. С этой точки зрения квадратная песочница особенно интересна для терапевтической работы, т.к. на бессознательно – символическом уровне создаются условия для формирования ощущения личностной ценности и гармоничности.

Полезно иметь при работе с детьми и квадратную, и прямоугольную песочницы. Это дает специалисту возможность для дальнейшей работы: для сбора диагностической информации – прямоугольная песочница, для моделирования гармоничного состояния – квадратная песочница.

Традиционным материалом, из которого создается песочница, является дерево. Однако деревянная песочница имеет ряд существенных недостатков.

Во – первых, с течением времени она рассыхается, и из нее начинает сыпаться песок.

Во – вторых, последствия интенсивного использования воды (дети стремятся создать в песочнице «эффект аквариума»), через некоторое время дно песочницы перестает быть идеально ровным, хотя и начинает напоминать многообразный ландшафт морского дна.

Эти наблюдения наводят на мысль о пластмассовых песочницах. Действительно, они не рассыхаются и не вспучиваются, но пластмасса не является природным материалом. Большинство современных проблем связано с тем, что цивилизационный мир отгораживает человека от природы и самого себя. Поэтому желательно, чтобы песочница была деревянная.

Цвет

Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на ребенка умиротворяющее воздействие.

Но цвет бортов может меняться.

Зеленый цвет песочницы погружает ребенка в пространство растительной жизни. Если добавить к зеленым бортам коричневое дно, мы получим образ поверхности земли. В такой песочнице могут разворачиваться сюжеты из жизни насекомых, волшебных существ. В контексте экологического воспитания и образования детей подобные опыты перспективны.

Красная песочница интересна для провоцирования и реагирования подавленной агрессии. Также красные борта песочницы могут ассоциироваться с восходящим и заходящим солнцем. Красный цвет дна песочницы, скрытый песком, может ассоциироваться с лавой или магмой.

Фиолетовые борта песочницы могут увести ребенка в мир грез, фантазий, сказок.

Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Песок – уникальный природный материал. При интенсивной работе в песочнице песок энергетически «загрязняется». В природной среде происходит его естественная очистка благодаря работе воды, ветра, солнца. В условиях кабинета это сделать невозможно. Поэтому педагогу самостоятельно нужно чистить песок примерно 1 раз в 2-3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий. Для этого песок промывают, выставляют на солнце или добавляют новый чистый песок.

Также положительное воздействие оказывает использование разных по цвету и фракции песков.


Вода

Графин воды всегда должен находится рядом с песочницей, чтобы ребенок мог «вызвать дождь» и превратить сухой песок во влажный.


Коллекция миниатюрных игрушек

Основную часть коллекции миниатюрных игрушек для игр с песком составляют фигурки высотой до 10-12 см. Чрезмерно большие предметы займут все пространств. Однако присутствие больших предметов в коллекции тоже необходимо, т.к. они могут символизировать некоторую психическую доминанту.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения все коллекции, дополнительно используются прозрачные коробки, в которых содержатся предметы определенного типа.

Если для занятий не хватает каких-либо фигурок – образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. (4; 23-39).


Заключение.

Таким образом, проанализировав психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что игры с песком позволяют стабилизировать психоэмоциональное состояние,совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику,стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность, развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор, разнообразить способы сотрудничества.

Также «песочная игротерапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.

Кроме того,песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок поглащает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглащает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нерво-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций.

Игры и упражнения с объектами неживой природы в песочной игротерапии успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения.

Поэтому игры с песком успешно используются, как на обучающих занятиях с детьми, так и на коррекционно – развивающих.

Список литературы
1. Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство / В. Абраменкова // Учительская газета. – 2000. - № 20. – с.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие, - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103 с.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СП.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. – 64 с.

4. Зинкевич – ЕвсигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 224 с.: ил.

5. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – с.

6. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг / Г. Любина, О. Желонкин // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 5. – с. 31 – 34

7. Оглоблина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2005. - № 6. – с.

8. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста / Н. Стебенева // Школьный психолог. - 2001. - №11. – с


Приложение


Игры с песком:
Отгадай загадку

Цель: развитие мышления, моторики

Стимульный материал: песочница, миниатюрные фигурки

Ход проведения: взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: