Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом – схемой
Стимульный материал: кукольная мебель, кукла Маша, план – схема комнаты
Ход проведения:
взрослый: дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.
Квартира кукла Маша получила
И мебель в магазине закупила
Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол.
Занес в квартиру грузчик и ушел.
Куда же мебель расставлять?
На помощь мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов,
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша,
И загрустила кукла наша.
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить.
Взрослый предлагает детям план – схему, на которой изображены: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.
Детские секретики
Цель: научить детей рисовать карты- схемы, развивать мышление, воображение.
Стимульный материал: песочница, набор миниатюрных фигурок, бумага, ручка.
Ход проведения: дети вместе со взрослым чертят карту – схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов.
|
|
Дети по данной схеме строят песочную картину.
Детей просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте- схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка, а ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте – схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте – схеме. Взрослый отыскивает.
Строители на сказочном острове
Цель: развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно – конструктивных способностей, умения строить в соответствии с планом – схемой.
Стимульный материал: блоки треугольной, прямоугольной и квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, людей, конверт с письмом.
Ход проведения: взрослый рассказывает историю о бутылке, выбрашенной на берег моря с письмо внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания:
В океане остров был чудесный,
Никому доселе не известный,
Замки, башни и дворцы
Возвели строители – творцы.
Но черные тучи вдруг набежали,
Солнце закрыли, ветер позвали.
Жители спрятаться только успели,
Огонь, ураган и дождь налетели.
Разрушено все: только камни одни
Все что осталось от этой страны.
Теперь не существует дивной красоты
Остались лишь одни мечты, что…
На этом письмо прерывается. Взрослый задает детям следующие вопросы:
•
как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?
•
что это был за человек?
Взрослый: ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи, сооруженные из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем: «Крибле – Крабле - бумс» и перенесемся на остров «Сказки», где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!
|
|
Город, где мы живем
Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепления знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Стимульный материал: две песочницы, миниатюрные фигурки
Ход проведения: две группы детей строят родной город, каждая – в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
Цветы на клумбе
Цель: научить детей определять количество слогов в словах
Стимульный материал: песочница, игрушечные цветы и нарисованные цветы на подставках
Ход проведения:
Взрослый: дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратиться в цветную клумбу.
Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию:
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
Мы в клумбе три бороздки проведем,
Названия цветов на слоги разобьем!
Названия цветов в верхнюю сажаем,
Три слога в центре оставляем,
Четыре слога – в третью грядку.
Теперь все вроде по порядку.
Итак, начнем сажать, друзья.
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы:
•
опиши цветок по цвету, форме, оттенку
•
где чаще всего можно встретить этот цветок?
•
какой цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку про цветы. (8;)
Игра «Следы»
Цель: сформировать умения считать движения, звуки, предметы и обозначать количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом и показом сосчитанного количества на пальцах.
Материал: музыкальный инструмент – треугольник, поднос с песком
Ход игры: педагог просит ребенка послушать и сказать, сколько раз он ударит по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом он просит оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых ребенок показывал количество услышанных ударов. После этого взрослый снова ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два – три раза.
Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник. С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай «следы» от пальчиков. Правильно ли ты показал?»
Игровая ситуация «Мы печем отличные пирожки – цифры (геометрические фигуры)»
Цель: развивать зрительное восприятие ребенка на основе выбора заданной формы в виде соответствующего знака; учить ориентироваться в задании по словесной инструкции; уточнить представления ребенка о соответствующей фигуре (цифре, геометрической форме), представленной в виде формочки для «выпекания» куличиков.
Материал: формочки для игры с песком в виде овощей, цифр, геометрических фигур, игрушек и т.п.; песочный ящик с мокрым песком, подносы
Ход игры: взрослый говорит ребенку: «Я пеку отличные пироги песочные. Посмотри, сколько у меня формочек, я хочу испечь пирожки, чтобы они по форме были такие же, как цифры (геометрические фигуры). Помоги мне выбрать только такие формочки – цифры (геометрические фигуры), которые для этого нужны».
|
|
Организуя такое взаимодействие с ребенком, особое внимание следует обращать на то, чтобы инициатива исходила от ребенка. Педагог может выполнять ошибочные действия, например, брать другие формочки или разыгрывать ситуацию растерянности и просить ребенка помочь ему в правильном выборе. После того как ребенок выбрал формочки, ему предлагается слепить куличики и посмотреть, что получится. Выполнив задание, он называет куличики, уточняет, правильно ли он выполнил задание.
Игра «Баночки и песок»
Цель: формирование представлений о непрерывном количестве: много – мало – пусто; обучение пониманию и умению называть наречия, обозначающие непрерывное количество; развитие зрительного и тактильного восприятия.
Материал: три банки одного размера: в первой банке много песка, во второй – мало, третья – пустая.
Ход игры: педагог выставляет перед ребенком по две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать), где много песка, а где мало. Затем педагог выставляет вторую пару баночек: в одной песок есть, во второй – пусто. Ребенок должен опустить пальчик в баночку – сначала в одну, затем во вторую – и сказать, где есть песок, а где его совсем нет (пусто). Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными песком. Педагог предлагает ребенку с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть песок, а где нет, где много, а где его мало.
Игровое упражнение «Рисуем фигуры на песке»
Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях
Материал: поднос с песком, пространственные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза.
Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.
|
|
Игра «Спрячь игрушки»
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество предметов в песок, располагая по все плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Материал: песочный ящик, подносы по числу детей, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки)
Ход игры: взрослый говорит детям: «Посмотрите, какие игрушки лежат на подносе. Попробуйте спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Дети закапывают игрушки, а взрослый помогает, затем дети вместе с педагогом отыскивают их и называют.) Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько игрушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько игрушек, сколько хлопков он услышит. Потом вы спрячете их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек взял каждый. Начинай ты, Маша». (Дети показывают выбранное количество игрушек, а затем прячут их в песке).
Задание может быть построено на основе одинакового количества, на основе разного количества игрушек, предлагаемых каждому ребенку.
После того как дети отберут нужное количество игрушек (природного материала), спрячут их в песке, взрослый предлагает достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек), сколько он попросит. Педагог обращает внимание детей на то, что он будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнет в ладоши столько раз, сколько надо взять игрушек. «Я хлопаю в ладоши, а вы считайте мои хлопки, а потом достаньте из песка столько игрушек, сколько хлопков услышите. Игрушки кладите на поднос около себя». Игра повторяется несколько раз со сменой количества.