Основные категории, которые выражают специфику бытия человека - это понятия существования, сущности и осуществления, которые выступают взаимосвязанными модификациями человеческого бытия. Рассмотрим смысловое значение этих категорий.
Понятие 2существования 0 выражает базисную основу бытия человека как природного существа. Здесь подчёркивается тождество человека и природы. Человек может существовать только как природное существо, как одна из форм органической жизни. С данной категорией связаны такие проблемы, как органические потребности человека, его здоровье, эмоциональное благополучие, долголетие, быт, отдых и т.д. Налицо материально-природный характер человеческого существования.Понятие сущности противоположно понятию существования, т.к. выражает не природность, а социальность человека, его принадлежность к человеческому роду, выделяющему себя из целостности природы благодаря специфическому образу жизни. Если существование отождествляет человека с природой, то сущность отличает человека от природы, потому что общественное бытие человека по своей сути уникально, неповторимо. Сущностное в бытии человека - это бытие человека в контексте жизни социума. Это - определенные социальные роли, функции, социальный статус, социальные связи, различные формы коллективности людей.
|
|
Сущностное бытие человека придаёт личности социальную определенность. Бытие человека во многом зависит от его социального самоопределения (выбор профессии, круга общения, жизненных целей и т.д.).
Понятие существления отображает такой аспект бытия человека, в котором человек не просто природно существует, не просто принадлежит к различным социальным системам, а деятельно осуществляет себя, органически соединяя в своей деятельности и своё существование, и свою сущность. Человек может осуществить себя, только синтезируя природность и социальность. Например, человеческий труд осуществляется как по отношению к вещам природы, так и по отношению к другим людям. В деятельном осуществлении нет противоположности тела и духа, индивидуальности и социальности. Напротив, действие есть единство противоположностей. В деятельности, посредством которой человек осуществляет себя, природное существование и социальная сущность человека образуют диалектическое соотношение, характеризующееся двумя противоположными тенденциями: к гармонии и конфликту. Это - две стороны человеческого
бытия, ни одной из которых человек не может пренебречь. И отдельная личность, и общество в целом постоянно решают проблему соотношения существования и сущности. Дело в том, что в процессе деятельного осуществления ведущей стороной в бытии человека может быть либо существование, либо сущность. Бытие как сущность абстрагируется от
|
|
уникальности отдельной личности: например, есть принцип "Все равны перед законом". Бытие как существование, напротив, конкретизирует общие условия сущностного бытия: например, некоторые категории индивидов освобождаются от судебной ответственности вследствие аномалий личности (невменяемость, слабоумие).
Специфика человеческого бытия раскрывается философией не только посредством различения существования, сущности и осуществления как сторон индивидуального бытия. Столь же важно выделять общественное бытие человека, т.е. специфику человеческого общества. Любое индивидуальное бытие - это момент некоторого общественного целого как результата социального взаимодействия людей. Общество - это не социальная среда, не условие индивидуальной жизнедеятельности, не "вторая" реальность человеческого бытия. Общество - это реальный социальный организм, в котором отдельные индивиды сцеплены в некоторое единство механизмом общественных отношений. Диалектика индивидуального и общественного бытия человека заключается в том, что они опосредуют друг друга: индивиды действуют в рамках общества, общество же есть система социальных связей действующих индивидов. Более подробно сущность общества будет рассмотрена в последующих темах.Идёт ли речь об индивидуальном бытии человека или о социальном
бытии общества, все-таки бытие человека в мире природы лежит в фундаменте всего человеческого бытия. Для человека быть, существовать - значит занимать определенное место в природной целостности. Человек по своей природе есть прежде всего существо физическое, биологическое, организмическое, соматическое. Он размещён в пространстве природы, его жизнь может быть определена как время биологического существования. Человек обладает собственной естественной природой - телесностью, восприятием, обменом веществ и метаболизмом со средой, ему необходимы пища, питьё, одежда и жилище. Всё, что человеку необходимо как природному существу, является неразрывной частью всей
природы. Лишите человека пищи - и он постепенно всякую способность реагировать на мир общества и культуры. Изолируйте человека от звуков и красок окружающей среды - и он утратит естественное душевное равновесие. Оставьте человеку только искусственную городскую среду без деревьев и ручьев - и он постепенно утратит эмоциональную привя-
занность ко всему живому и естественному. Немецкий мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) в своих работах по естествознанию писал, что мы живём посреди природы, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на неё, но нет у нас над нею никакой власти, подчёркивает Гёте. Ещё более категоричен в этом вопросе французский философ Поль Гольбах (1723-1789) в своей работе "Система природы". Он пишет о том, что нельзя злоупотреблять различием между физическим человеком и человеком духовным. Человек, по Гольбаху, есть чисто физическое существо, а духовный человек - это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения. Всё, что мы делаем или мыслим, всё, чем мы являемся и чем мы будем, всегда лишь следствие того, чем нас сделала всеобъемлющая природа. П.Гольбах
очень далеко проводит свой философский принцип, связывая все проявления человека с тем, что он - неотъемлемая часть великой природы.
В трудах немецкого философа Людвига Фейербаха (1804-1872) сущность человека всецело выводится из сущности природы. В своей работе "Сущность религии" он заявляет, что его учение или воззрение может быть выражено в двух словах: природа и человек. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим. По Фейербаху, природа для человека есть то, что представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни.
|
|
Для философии очень важно постоянно держаться точки зрения, согласно которой все человеческие качества и свойства в конечном счете фундируются в бесконечной субстанции природы. Быть человеком и означает бытийствовать в мире природы материально и духовно, реально и идеально, практически и теоретически, индивидуально и социально. Все
грани бытия человека - это лишь различные модификации его универсальной связи с природой как основой его бытия в целом.