Природа как основа человеческого бытия

Основные категории, которые выражают специфику бытия человека - это понятия существования, сущности и осуществления, которые выступают взаимосвязанными модификациями человеческого бытия. Рассмотрим смысловое значение этих категорий.

Понятие 2существования 0 выражает базисную основу бытия человека как природного существа. Здесь подчёркивается тождество человека и природы. Человек может существовать только как природное существо, как одна из форм органической жизни. С данной категорией связаны такие проблемы, как органические потребности человека, его здоровье, эмоциональное благополучие, долголетие, быт, отдых и т.д. Налицо материально-природный характер человеческого существования.Понятие сущности противоположно понятию существования, т.к. выражает не природность, а социальность человека, его принадлежность к человеческому роду, выделяющему себя из целостности природы благодаря специфическому образу жизни. Если существование отождествляет человека с природой, то сущность отличает человека от природы, потому что общественное бытие человека по своей сути уникально, неповторимо. Сущностное в бытии человека - это бытие человека в контексте жизни социума. Это - определенные социальные роли, функции, социальный статус, социальные связи, различные формы коллективности людей.

Сущностное бытие человека придаёт личности социальную определенность. Бытие человека во многом зависит от его социального самоопределения (выбор профессии, круга общения, жизненных целей и т.д.).

Понятие существления отображает такой аспект бытия человека, в котором человек не просто природно существует, не просто принадлежит к различным социальным системам, а деятельно осуществляет себя, органически соединяя в своей деятельности и своё существование, и свою сущность. Человек может осуществить себя, только синтезируя природность и социальность. Например, человеческий труд осуществляется как по отношению к вещам природы, так и по отношению к другим людям. В деятельном осуществлении нет противоположности тела и духа, индивидуальности и социальности. Напротив, действие есть единство противоположностей. В деятельности, посредством которой человек осуществляет себя, природное существование и социальная сущность человека образуют диалектическое соотношение, характеризующееся двумя противоположными тенденциями: к гармонии и конфликту. Это - две стороны человеческого

бытия, ни одной из которых человек не может пренебречь. И отдельная личность, и общество в целом постоянно решают проблему соотношения существования и сущности. Дело в том, что в процессе деятельного осуществления ведущей стороной в бытии человека может быть либо существование, либо сущность. Бытие как сущность абстрагируется от

уникальности отдельной личности: например, есть принцип "Все равны перед законом". Бытие как существование, напротив, конкретизирует общие условия сущностного бытия: например, некоторые категории индивидов освобождаются от судебной ответственности вследствие аномалий личности (невменяемость, слабоумие).

Специфика человеческого бытия раскрывается философией не только посредством различения существования, сущности и осуществления как сторон индивидуального бытия. Столь же важно выделять общественное бытие человека, т.е. специфику человеческого общества. Любое индивидуальное бытие - это момент некоторого общественного целого как результата социального взаимодействия людей. Общество - это не социальная среда, не условие индивидуальной жизнедеятельности, не "вторая" реальность человеческого бытия. Общество - это реальный социальный организм, в котором отдельные индивиды сцеплены в некоторое единство механизмом общественных отношений. Диалектика индивидуального и общественного бытия человека заключается в том, что они опосредуют друг друга: индивиды действуют в рамках общества, общество же есть система социальных связей действующих индивидов. Более подробно сущность общества будет рассмотрена в последующих темах.Идёт ли речь об индивидуальном бытии человека или о социальном

бытии общества, все-таки бытие человека в мире природы лежит в фундаменте всего человеческого бытия. Для человека быть, существовать - значит занимать определенное место в природной целостности. Человек по своей природе есть прежде всего существо физическое, биологическое, организмическое, соматическое. Он размещён в пространстве природы, его жизнь может быть определена как время биологического существования. Человек обладает собственной естественной природой - телесностью, восприятием, обменом веществ и метаболизмом со средой, ему необходимы пища, питьё, одежда и жилище. Всё, что человеку необходимо как природному существу, является неразрывной частью всей

природы. Лишите человека пищи - и он постепенно всякую способность реагировать на мир общества и культуры. Изолируйте человека от звуков и красок окружающей среды - и он утратит естественное душевное равновесие. Оставьте человеку только искусственную городскую среду без деревьев и ручьев - и он постепенно утратит эмоциональную привя-

занность ко всему живому и естественному. Немецкий мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) в своих работах по естествознанию писал, что мы живём посреди природы, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на неё, но нет у нас над нею никакой власти, подчёркивает Гёте. Ещё более категоричен в этом вопросе французский философ Поль Гольбах (1723-1789) в своей работе "Система природы". Он пишет о том, что нельзя злоупотреблять различием между физическим человеком и человеком духовным. Человек, по Гольбаху, есть чисто физическое существо, а духовный человек - это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения. Всё, что мы делаем или мыслим, всё, чем мы являемся и чем мы будем, всегда лишь следствие того, чем нас сделала всеобъемлющая природа. П.Гольбах

очень далеко проводит свой философский принцип, связывая все проявления человека с тем, что он - неотъемлемая часть великой природы.

В трудах немецкого философа Людвига Фейербаха (1804-1872) сущность человека всецело выводится из сущности природы. В своей работе "Сущность религии" он заявляет, что его учение или воззрение может быть выражено в двух словах: природа и человек. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим. По Фейербаху, природа для человека есть то, что представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни.

Для философии очень важно постоянно держаться точки зрения, согласно которой все человеческие качества и свойства в конечном счете фундируются в бесконечной субстанции природы. Быть человеком и означает бытийствовать в мире природы материально и духовно, реально и идеально, практически и теоретически, индивидуально и социально. Все

грани бытия человека - это лишь различные модификации его универсальной связи с природой как основой его бытия в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: