Понятие гос. Кредита

Государство выступает заемщиком денежных средств. Государство может затесаться в кредитные отношения в двух вариантах. Возвратная и платная основа.

См. схему 1.

\Государство:

1) Заемщик

2) Кредитор.

Кредиты:

1) Бюджетные – это частный случай гос. Расхдов. В особый институт не обособляется. Редко дает деньги взаймы.

Когда гос-во заемщик.

Это чем-то похоже на сбор налогов:

Гос-во может получить деньги:

1) Налоги

2) Займ

3) Приватизация

4) Денежная эмиссия – не вариант вообще.

Кредит сопоставим с бюджетом и налогами по значимости. Под государством понимаем публично-правовые образования всех уровней для целей лекции.

В книжках часто смешивают государственный кредит и бюджетный кредит. Это разные направленности. Бюджетный – как потратить, кредит – как приобрести.

После истории начатой керенским и большевиками – долгий период принудительных займов. У керенского никто не стал покупать. Большевики усоврешнствовали идею и вплоть до военных времен:

Людям на зваоде намекали что вместо на зарплату можно купить (подписка на облигации). Была автоматичеки. Не покупал – наказание.

Это пол беды. Там написано что через 5 лет вернет номина + проценты и выигрыш. Короче что то сберегает. Но через пять лет случалось конверсия. Человеку говорили что вашы облигации конвертируются в облигации на 20 лет и проценты с 15 до 4.

Госдуарство маскируется что это отношения добровольные. Государство может прибегнуть к верховной власти и заставить кредиторов вступить в отношения. В конституции ч. 4 ст. 75 – государственные займы только на добровольной основе. Но если вспомнить 92-93 гг. никокого доверия к государству не было. Считается все же что минимальный риск.

Новое рос. государство приучало к своим заимствованиям. Байки:

1) Как РФ оказалась на рынке евро бондов. Хотели чтобы сов. Промышленность еще подила. Предприятиям разрешили выходить на международный уровень. Недофинансирование задолженность. Половина долгов совка – долг предприятий совка. Потом сов союз кончается. Возникает гигансткий долг который воспринимается как долг союза. Не вопринималсь что госдураство не отвечает по долгам (*это и сейчас не вопринимается).

Далее РФ говоорит что все долги СССР – суверенный долг РФ в обмен на право получить все военное имущество СССР по СНГ.

У государства – много долгов. Нужно как нибудь оформить. И сделали их еврооблигациями. Обращались на европейской бирже. Закончилось к 2003-2004 вся эта история.

2) В 98 г. государство приучило всех к своим облигацям. Гсударство часто прибегало к заимствования – МВФ, МБРР, ЕБРР. Это внешние заимствования. Создавали зависимость от междунароых институтов. 80:20 – соотношение внешних и внутренних займов в 90е. это ненрмально. Нормально – 20:80. Сейчас так и стало. Внутренний долг лучше – в рублях. Можно уронить уровень. С иностранным так не сделаешь. Надо было структуру менят. ГКО придумали. Насмотревшись на МММ минфин сказало чем мы хуже? Суть – бумага сос кроком обращения до 6 мес – между рос. покупателями. Даже граждане могли поиграть. Большой дискон от номинанла. Доходность до 600% годовых. Коротышки понесли свои деньги и рынок ГКО заработал. Как может разоренное государство поддерживать доходность? Никак. Принцип классичекой финансовой пирамиды. Покупали все больше бумаг. Сначала – на доход от одной бумаги купим еще 6 бумаг. Затем государство вместо дохода дает еще бумаг. А ты еще привлечешь друзей и т.п. выпуск опережал погашение существенно. За счет расширения можно было продержаться. Около 2х лет. До всех дошло что это пирамида. Но все думали что соскочат. Никто не соскочил. Паника неожиданно. 17 августа 98 – финансовый кризис. В одночасье рухнуло. Государство вынуждено было привлекать за счет колоссальной доходности. Обчно доходность – 4-6% годовых. И еще на 10 лет отпугнули инвесторов. Сейчас тоже продаются гос. Займы.

3) Как бы мы не говорили что это гпо. Государство применило власть. Объявило мораторий на облигации.

Для государства это серьезный инструмент.

Определение:

1) Гос. Кредит – отношения когда государство – заемщик. Основной институт (но их много).

2) Гос. Кредит – основной институт ФП, нормы которого регулируют мобилизацию государством (муниципалитетами) временно свободных денежных средств ЮЛ и ФЛ и публично-правовых образований на началах добровольности, срочности, возмездности, возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и финансирования бюджетных расходов.

Есть экономисты которые считают что налоги – зло, займ – зашибись.

Если государство берет деньги взаймы – не доход в бюджете а как источник покрытыия дефицита.

Не применимо для Запада. У них нет возвратности и срочности. Наша доктрина под впечатлениями 17 г 37г, 90 х. у нас нало объяснить что заемщик обязательно вренет деньги. На Западе – по-другому. Не считается что заимсотвования – временно. Например есть свободные деньги. Отдаем государству и получаем доход. А так рискуем – в банк? Сами? Риск. А госдуартсов норм – получай 4 % годовых. Когда начали размещать займы в ВБ – бессрочные. Вечно платят. Безвозвратность. США и не собираются возвращать. Это как бы инвестиции по ним – доход. Они срочные. Когда подходит срок – в идеале должен поменять на новую облигацию. Штат не должен столкнуться что все отдавать нужно.

Отюа у нас ВВП и долг – незначительная доля. Долг РФ – 6-8 % ВВП. У США – уже за сотни ВВП ушел.

Почему в определении – мобилизация?

Государство не всегда заемщик. М.б. гарантом. Классическивариант – госдуартсов кредитным договором или облигациями заимствует деньги себе в собственность. Почему нельзя напрямую а не через бюджет? * ЕБРР готов финансировать дорожное строительство РФ. ЕБРР говорит что готов профинансировать росавтодор. Под госдуарствненые гарантии только. Автодор получает целевой кредит, а государтво выступает гарантом. Если автодор не заплатит я верну деньги. Достигается та же цель – госдуартсв говорит что расход нужен. Мобилизует так что профинансирует нужную деятельность. С помощью гарантии. Не привлекая в бюджет а мобилизую. Поэтому мобилизация. Т.е. средства могут не поступать в бюджет но маршировать в нужном направлении.

С т.з. учетной – об-ва у государства по возврату средств.

Гос кредит и налоги. Соотношение.

Гос. Кредит похож на налог с той разницей что налог принудительный и безвозвратный. А кредит возвратный но мы договоились что нормальная практика когда не отдает а выдает новые бумаги.

Креди мягче воздействует чем налоги. Такие воззрения. По официальным данным прибиль – налоги ок 20%. По неофициальным – 110 % прибыли. Если все платить вообще.

У нас (ненормальных) – хеджирование против курсовой разницы. Чтобы бороться с налогами. ВАС недавно проговорился. Отказал налогоплательщику. Он взыскал издержки на адвокатов. Но затем сказал что основная работа – до суда. Экспретиза против налоговой очень дорогостоящая. Поэтому хотели взыскать. ВАС сказал что это не судебные издержки и это не тот ущерб причиненный налоговым органом, проведение проверок – нормальная работа, а то что вы защищаетесь от них – тоже нормально все. Обычные издержки.

Налоги для экономики бывают травматичны. 13 подоходного неощуим. Если 70-80;% уже ощущается. Кредит мягче – изымает свобоные средства. Налоги – несвободные. Могли бы применить. Обратная сторона кредита – долг. Государство не комания не получает прибыль. Разомкнуть круг – один способ. Нужно увеличивать ВВП, т.к. растут суммы налога. Можно возвращать долги и обслуживать их.

Т.о. есть опасности.

Особенности кредита как финансово-правового института:

1) Цель – финансирование расходов.

2) Заемщик – всегда публично-правовое образование. Государство. Не всегда можно легко понять. Например еврооблигации. Можно подумать что РФ имеет самое далеко отношение. т.к. агент по размещению – внешэкономбанк. Он привлечет банки которые ему будут помогать. Это агенты (представители). Федерация, субъект, муниципально образовании.

Нужно отделять ЦБ от гос. Кредита. ЦБ – гос институт управленческие функции. С другой тосроны – это ЮЛ, самостоятельное и независимое. Заемные отношения ЦБ – не отношения госю кредита. Не отвечают по долгам государства и наоборот. Заимствования ЦБ – не для финансирования бюджета. Ему нужно стерилизовать рубли.

На стороне кредиторов кто угодно.

3) Верховенстов заемщика. Как бы ни рассказывали про ГП. ВАС сказал что к отношениям гос кредита – везде ГП но субсидиарно. Из ГП используется только форма но не глубинный смысл. В 98 г – крайняя форма была. Следствие:

4) Результатом вступления госдуарство в отношения кредита – возникновение государственного долга. Считается что долг обеспечен всем достонием госудасртва.

5) Счиатется что это отношения что от заемщика никогда не требуется обеспечения. Мало какой банк на это будет рассчитывать. Концепция что госдуарстов никогда не разорится. Государство тем не менее иногда демонстирует склонность к разорению.

Мы вот поговорили что не нужно обеспечения. Вспомним забавные истории. Несколько лет назада на авиа салоне хотели арестовать наши истребители. Заолженность госдуарства была перед коммерческой фирмой. Имущество вспорхнуло и улетело. Скороподемность самолоетов влияет на финансовые обязательства.

Есть такая тема когда госдуарство специально вступает в долговые обязательства. напрмиер приходит в МВФ или на биржу. Госдуарстов намеренно встпает в долговые отношения и выступает целиком. Конечный заемщик – государство. Бывают другие случаи МО – на закупку танков. Получатель бюджетных средств не получает их. Мин-во заключате контракт с заводом танков а денег нет. Возникает задолженность министерства как ЮЛ. Так может задолжать часть. БУ. Что угодно. Какой нибудь дерьмовый ВУЗ или районная больница. Не получила бюджетное финансирование и всем зодлжадла. Это не гос. Долг а задолженность ЮЛ. А как госдуарство несете отвественность. Раньше можно смело гоорить – субсидиарно. Государствоу надоело в 2007 году – автономные учреждения. Не будет отвечать. С 10 г – БУ. Весь бюджетный сектор ушел из субсидиарной отвественности.

Есть инструемнт признания долга суверенным. Может признать долг сових мниьонов своим долгом. Если универ задолжал или министерство – долг ЮЛ не гос. Долг. ЕСПЧ исходит из того что если заодлженность в результате деятельност органа или чего то что контролируется гос-вом госдуарство твечает независимо от того что написано в наицонлаьном законоательстве. Т.о., в теории вещи разделены а на практике – нет.

Государство может само сказать еще про суверенный долг. Задолженность совковых предприятий так признали.

СБ тоже частично признали гос. Долгом. Там пропали вклады изза инфляции. И задолженность по выплатам – суверенный долг. Т.е. иногда госдуарстов само может пойти навстречу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: