Государственные доходы.
Историческая эволюция системы государственных доходов.
Основные теории налоообложения.
Литература:
Практикумы по инансовому праву 2009 года – списки летературы офигенные. Обязательно: ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА под ред Пепеляева. 95 г. и 2004 г. еще книжка Пушкарева – исотрия финансовой мысли и политики налогов. – все цитаты философов про налоги. Москва 96 г.
Доходы государства и доходы бюджета. В учебнике – есть традиционное определение:
Гос доходы – часть национального дохода обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью финансирования его деятельности.
Вроде бы ок. традиционно определение.
Не всегда можно понять где начинаются доходы государства.
Есть централизованные доходы есть децентрализованные. СХЕМА 1. \
\
Децентрализованные – гос. Сектор экономики. Что это никто не знает. Доходы отличаются. Налоги – централизованные. Децентрализованные – газпром, предприятия госудрственные. То что у них остается в распоряжении – то что управляется государством хотя юридичеки независимы. Т.о. доходы госдуартва – более широкие доходы чем государственные доходы.
|
|
Гс. Сектор – в основном компании с гос. Участием (национализированные в свое время) либ созданные государством с ноля в акционерной форме.
Другой вариант – некмерческие учреждения.
Еще ГУПЫ И МУПЫ. Они какие-то доходы зарабатывают – они в их распоряжении. Это децентрализвованная часть государственного доходы. Это условно. Размытая вещь.
Например государству нужны деньги – государтсво пользуясь своим пакетом акций может запретить газпрому инвестировать что-л и распределеить дивидены для войны например.
Теперь централизованные.
Исторически сложилось что когда государство выходит как акционер – у него никаких публичных особенностией. Но когда заемщик 0 вот тогда да.
Централизованные:
1) Бюджетные фонды
2) Внебюджетные фонды.
Это преимущественно с помощью публично-правовых способов (в основном налоги).
Про эти различия надо помнить. Законодатель иногда путает. С БУ перепутали кгда казалич то бюджетные доходы – доходы соотвествующего бюджета. Но юридически они в распоряжении БУ а не в бюджет то! и это в КУ.
Доходы бюджетной системы – 3 группы:
1) Налоговые
2) Неналогоые
3) Прочие.
Есть еще некая четвертая. Экстраординарные. оО
Налоговые доходы:
1) Это налоги. То что отдаем государству безвозмездно без всякго встречного предоставления.
2) Сборы. Отличие – аромат встречного предоставления. Некторые авторы даже говорят что это за услуги. Сборы в БК - в связи с совершением юридических дейсвтия. Например государственная пошлина. Элемент встречного предоставления.
|
|
3) Пени и штраы за нарушение налогового закнодательства. Именно это учитывается в налоговых доходов. Штрафы ради пополнения казны J.
4) Неналоговые админитсративные сборы – можно втретить в литературе – они не уществуют.
5) Рассрочки по налогам. Что это налоговые реструктуризации и т.п. – эти ситуации не в расходах а технически в доходах но со знаком минус. В некотрых источниках в перечне доходов это можно увидеть. Это экономисты пишут. Эти деньги не получит госдуратсво. Это технический учет.
Неналоговые.
Второстепенный источник.
1) Штрафы. Государство кого-то наказывает. Это админитсративные и уговлоные штрафы. Доходы от конфискации еще. Штрафы в ГП смысле тоже сюда. Это некая компенасция ущерба. Все же это не то. Здесь это публично-праввые. Не ГП
2) Доходы от использования гшосударствнной и муниципальной собственности. Единственный чистый пример – доходы плата за воду. Это ситуация когда государство разрешает кому-л пользоваться своими ресурсами. Пользователь получает доступ епосрдествнено не через руки гос предприятия или учреждения. Если бы универ начал бы сдавать в аренду аудитории – это не доход государтсва а университета. Т.о., довольно редкий случай без посредника.
А недры? Плата за лицензии – гос.пошлины все же. А это сборы. Государтсво редко получает доходы непосрдествено. Все же публично-правовые способы больше.
3) Доходы КУ и государственных органов. Не относятся к доходам бюджета формально. Это отдельные лица но их связь с госдуарством слишком велика. По идее не должно быть доходов. Должны бесплатно все делать.
4) Доходы от приватизации. Они есть у государства. Кривая доходов от приватизации. Схема 2. Дозод от приватизации увеличивается.
5) Доходы от гос сектора – дивиденды или доли прибыли
6) Суммы возмещения ущерба в ГП порядке.
7) От внешней торговой деятельности. Откуда они? Из учебника СССР? Там это уместно. Была валютная монополия и как следствие – монополия внешней деятельности. Что же здесь имеется ввиду в БК? Половина дозодов федерального бюджета – ввозная и вывозная таможенная пошлина.
Классификация петсрая. Это не чисто теоретическая но еще и пракическая + теоретическая. Наша пошлина – не налог, т.к. налоги – только ФЗ а пошлину не получается устанавливать законом она должна быть гибкой в связи с нефтью и газом. И еще она перестанет уходить на надгосударственный уровень.
Если считать в процентах от цены на нефть то она автоматически действует. Ничто не мешает включить автоматику а не все время теребить правительство. Таможенный союз еще есть. По правилам – установление ввозных таможенных пошлин и нек вывозных – наднациональный уровень.
Доходов у госдуарства довольно много.
8) Для местного – средства самообложения граждан. Развита была при Совке. Эпизодически сейчас применяется. Можно и к налогам но скорее к неналогам. Там сход граждан. Это не налог. Добровольно принимает. Мы по налогам не голосуем. Запрещены по налогам референдумы даже.