Изменение в рыночном равновесии

Ситуация на рынке при которой объем спроса равен объему предложения называется рыночным равновесием. Профицит – излишки товара. Дефицит – нехватка товара.

На рынке совершенной конкуренции в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Хотя каждый из агентов рыночных сделок своей индивидуальной кривой спроса или предложения участвует в формировании равновесной цены, последняя для всех представляется экзогенным, независимо от их воли установленным параметром. При изменении спроса или предложения текущее рыночное равновесие нарушается, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения - цена или количество, различают механизм приспособления по Вальрасу и Маршаллу. В каком направлении изменяется равновесная цена при переходе к новому равновесию, зависит от масштаба изменения и эластичности спроса и предложения. Характер изменения цены в период перехода от одного равновесного состояния к другому описывается динамическими моделями ценообразования, простейшим вариантом которых является "паутинообразная" модель. Условия функционирования рынка совершенной конкуренции приводят к тому, что в длительном периоде цена равновесия равна одновременно минимальным средним и предельным затратам. Это равенство свидетельствует об экономически оптимальном использовании факторов производства в отрасли. Цена равновесия — цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Согласно закону спроса, на поведение потребителя оказывает влияние цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Но цена предложения является начальной. В дальнейшем эта цена сталкивается с ценой спроса. Обычно достигается компромисс в виде "рыночной цены" товара, по которой он фактически продаётся и покупается (цена равновесия ). Графически равновесие изображается в виде точки пересечения кривых спроса и предложения: сверху – избыток, в центре – равновесие, снизу – дефицит.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать два обстоятельства:1) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу; 2) административное регулирование цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: