Потребность - необходимость в потреблении какого-либо товара или услуги, которая требует своевременного удовлетворения. Она может быть представлена в видематериального производства, т. е. благами, созданными в процессе производства.
Основная классификация потребностей: 1)первичные потребности, или физиологические, т. е. необходимость в принятии пищи, наличии предметов одежды; 2)вторичные потребности могут быть удовлетворены путем потребления товаров длительного пользования; 3)третичные потребности представлены предметами роскоши (дополнительные автомобили, коттеджи, дачи и пр.), которые могут быть приобретены только в том случае, когда уже удовлетворены первые два вида потребностей.
Потребности напрямую зависят от величины дохода.
Полезность определяет качественную сторону товара, и она является необходимым условием того, чтобы он был приобретен. Со стороны покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским предпочтениям.
|
|
Виды полезности: 1)общая полезность может быть получена только в результате приобретения и потребления большого объема продукции в ассортименте, например всей потребительской корзины; 2)предельная полезность определяется полезностью каждой дополнительно произведенной или потребленной единицы того или иного блага
Законы Г. Госсена: 1)закон насыщения потребностей – в одной непрерывной операции потребления происходит убывание полезности последующих единиц продукта; при повторных операциях потребления происходит убывание полезности первых единиц продукта. Г. Госсен формулирует это следующим образом: «Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытываем это удовольствие». Первый закон отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса: желаемость данного блага убывает по мере увеличения его наличия. 2)при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной
9.Кардиналистический подход к анализу поведения потребителей. Правило максимизации полезности.
При кардиналистском подходе вводятся различные количественные единицы измерения полезности, которые позволяют измерить степень удовлетворения потребителя.
Гипотезы количественного подхода: 1) при расходовании своего бюджета потребитель стремится получить максимум полезности (удовлетворения) от приобретаемых благ; 2) потребитель способен произвести количественную оценку полезности благ; 3) предельная полезность блага убывает («первый закон Госсена»).
|
|
Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размеры доходов.
Условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом: MU/P1=MU/P2=…=MU/Pn, где MU - предельная полезность отдельных товаров; Р - их цена.
Предельная полезность определяется полезностью каждой дополнительно произведенной или потребленной единицы того или иного блага