Методологические предпосылки ординалистского анализа поведения потребителя

Этот подход основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-либо искусственных единицах. Достаточно лишь, чтобы он мог упорядочить все возможные товарные наборы по “предпочтительности”. Одним из основателей этого метода стал В.Парето – предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими.

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах: 1)Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения и безразличия. 2)Аксиома транзитивности. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. 3)Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В. 4)Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ потребляемых другими потребителями.

11.Предпочтения потребителя в теории ординалистов. Кривые безразличия и их свойства. Понятие предельной полезности.

Предпочтения потребителя могут быть представлены графически с помощью кривых безразличия. Они были впервые введены в экономический анализ Ф.Эджуортом еще в прошлом веке. Кривые безразличия позволяют вместо количественного измерения полезности использовать порядкое измерение (градации) полезности.

Кривая безразличия отражает различные наборы двух благ, обладающие равной суммарной полезностью для потребителя. Все множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту кривых безразличия (карту безразличия).

Свойства кривых безразличия: 1)ч ерез любую точку на пространстве (пространство между осями Ох и Оу) можно провести кривую безразличия; 2)к ривые безразличия не пересекаются; 3)к аждая кривая соответствует только одному уровню потребления; 4)н аклон прямой достаточно определенно показывает соотношение двух товаров; 5)к ривые имеют вогнутый вид; 6)к ривые имеют отрицательную направленность.

При движении вдоль кривой безразличия совокупная полезность остается неизменной, другими словами, потеря полезности от сокращения потребления товара компенсируется приобретением большего количества товара .

Дополнительная полезность, приобретаемая, или теряемая потребителем, есть ни что иное как предельные полезности рассматриваемых товаров.

Получаем: ΔQ2*MU2 = ΔQ1*MU1

то есть: -ΔQ2 / ΔQ1 = MU1 / MU2

MRS=∆q2/∆q1=-MU1/MU2

Симпатии и антисимпатии по отношению к объектам потребительского выбора – потребительский набор.

Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношениями к моде, дизайну, отличается уровнем и образом жизни, образованием, интересами и т.д.. Группировка покупателей по социально – демографическим факторам: общая численность населения данного региона, по половозрастному составу, уровню доходов, особенностями труда, образу жизни и т.д.

Способность потребителя воздействовать на производство – суверенитет потребителя.

Рациональность потребителя – способность человека сопоставлять все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать наиболее предпочтительные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: