Долгосрочная финансовая политика предприятия

Политика управления капиталом. Капитал является одним из факторов производства наряду с природными и трудовыми ресурсами. Капитал – общая стоимость средств в денежной, материальной и нематериальных формах, инвестированных в формирование его активов. В современной научной экономической литературе капитал классифицируют по признакам: По принадлежности предприятию – собственный, заемный капитал; По целям использования – производительный капитал, ссудный капитал, спекулятивный капитал; По объектам инвестирования - основной и оборотный капитал; По форме нахождения в процессе кругооборота – капитал в денежной форме, капитал в производственной форме, капитал в нематериальной форме; По формам собственности – частный капитал, государственный капитал; По организационно-правовым формам деятельности – акционерный капитал; паевой капитал; индивидуальный капитал; Капитал в процессе использования осуществляет кругооборот. Каждый оборот состоит из стадий: На 1ой стадии капитал в денежной форме инвестируется в операционные активы, преобразуясь в производительную форму. На 2ой - производительный капитал преобразуется в товарную форму. На 3ей - товарный капитал при мере реализации продукции превращается в денежную форму. Средняя продолжительность оборота капитала предприятия характеризуется периодом его оборота в днях, а также числом оборотов. Классификация источников финансирования разнообразна и может производиться по следующим признакам. - По отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования. - По видам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники. - По временным характеристикамисточники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Организационные формы финансирования: - Самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др.). - Акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.). - Заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.). - Бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы, государственное заимствование и т.д.). - Особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование путем привлечения иностранного капитала). Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам проценты за предоставленные ими ссуды и т.д. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. Цена капитала не сводится только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. Следует различать два понятия - «цена капитала данного предприятия» и «цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов». Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами. Второе - может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба этих понятия количественно взаимосвязаны. Цена капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, главными являются: 1.общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков; 2.конъюнктура товарного рынка; 3.средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на финансовом рынке; 4.доступность различных источников финансирования для конкретных предприятий; 5.рентабельность операционной деятельности предприятия; 6.уровень операционного рычага; 7.уровень концентрации собственного капитала; 8.соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности; 9.степень риска осуществляемых операций; 10.отраслевые особенности деятельности предприятия, в том числе длительность производственного и операционного циклов, и др. Одна из важных задач в процессе разработки стратегии долгосрочного финансирования – это максимизация рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска. Немаловажное значение для решения этой задачи имеет использование эффекта финансового рычага. Финансовый рычаг характеризует влияние использования заемных средств на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. В результате эффекта финансового рычага можно получить приращение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств несмотря на платность заемных средств (с другой стороны, если цена заемного капитала больше, чем экономическая рентабельность активов предприятия, то эффект финансового рычага приводит к снижению рентабельности собственного капитала, т.е. действует во вред предприятию). Для оценки действия финансового рычага используют показатель ЭФЛ (эффект финансового рычаг). ЭФЛ = (1- Снп) х (ЭР – СРСП) х (ЗК/СК), где Снп – ставка налога на прибыль в долях единицы; ЭР – экономическая рентабельность активов; СРСП – средний размер финансовых издержек по обслуживанию заемных средств (стоимость заемного капитала предприятия, в %); ЗК – сумма заемного капитала (без кредиторской задолженности); СК – сумма собственного капитала предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: