Задачи и методы оценки финансового состояния предприятия

От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик оценки финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.

З адачи анализа финансового состояния предприятия: 1. Оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения. 2. Оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения. 3. Анализ абсолютных относительных показателей финансовой устойчивости предприятия оценка изменения ее уровня. 4. Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса. Цели анализа финансового состояния предприятия: 1. определение финансового положения; 2. выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе; 3. выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии; 4. прогноз основных тенденций финансового состояния.

Методика традиционного финансового анализа включает следующие этапы: Сбор необходимой информации (объем зависит от задач и вида финансового анализа). Обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности). Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов. Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность). Сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми). Анализ изменений финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения). Подготовку заключения о финансовом состоянии компании на основе интерпретации обработанных данных. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения. Финансовый анализ дает возможность оценить: имущественное состояние предприятия; степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами; достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; потребность в дополнительных источниках финансирования; способность к наращиванию капитала; рациональность привлечения заемных средств; обоснованность политики распределения прибыли и др. Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Методы анализа ФХД:

1) Горизонтальный (временной) анализ – сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (цепная динамика). Сравнение показателей финансовой отчетности осуществляется путем постатейного сопоставления балансов, отчетов о прибылях и убытках и отчетов о движении денежных средств и выявления изменений, происходящих с ними из года в год за ряд лет.

2) Вертикальный (структурный) анализ– определение удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и сравнение полученного результата с данными предыдущего периода. Обязательным элементом вертикального анализа является построение динамических рядов этих величин для того, чтобы проследить и спрогнозировать структурные сдвиги. Выводы, получаемые в ходе вертикального анализа, обычно подтверждаются результатами анализа коэффициентов; иногда можно получить дополнительные выводы.

3) Коэффициентный анализ – выявление динамики во взаимоотношениях между различными наборами данных («поливариантные изменения»). Коэффициентный анализ – один из наиболее популярных на сегодняшний день методов ФА. Коэффициент (математическое отношение одного числа к другому) просто рассчитать, но довольно сложно интерпретировать. Структурный анализ является частным случаем коэффициентного анализа.

4) Трендовый анализ– определение отклонения показателя за ряд лет от уровня базисного года. Сравнивая каждую позицию отчетности с базисным периодом, определяют тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателя, за несколько отдельных периодов. С помощью тренда формулируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Этот анализ дает ключ к пониманию того, как на самом деле развивается предприятие, т.е. улучшается ли его положение, остается ли оно неизменным или ухудшается, т.е. имеет ли предприятие какие-либо внутренние проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: