Оптимизация структуры капитала. Леверидж в финансовом менеджменте

Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных средств долгосрочного характера. Управление структурой капитала заключается в создании смешанной структуры капитала представляющей такое оптимальное сочетание собственных и заемных источников при котором минимизируются общие затраты на капитал (WАСС), и максимизируется рыночная стоимость предприятия. Однако несмотря на кажущуюся очевидность проблема формирования оптимальной структуры капитала и даже сам факт ее существования является одной из самых сложных и противоречивых в финансовой теории. В настоящее время существуют различные взгляды на роль и влияние структуры капитала на стоимость предприятия: Теория Модильяни-Миллера, Традиционных подход, Компромиссные модели, Модели асимметричной информации, Модели агентских издержек и др.

1) Теория Модильяни-Миллера. Модильяни и Миллер в качестве отправной точки выяснения роли структуры капитала использовали идеальную экономическую среду, в которой рынки совершенны, отсутствуют налоги и другие издержки ведения бизнеса (транзакционные, агентские информационные и др.), все участники хозяйственной деятельности находятся в равных условиях, ведут себя рационально, обладают одной и той же информацией. Согласно теории Модильяни - Миллера в идеальной экономической среде структура капитала не влияет на стоимость предприятия, которая зависит только от рентабельности его деятельности и связанных с ней рисками. Следовательно, структуру капитала нельзя оптимизировать. Главным недостатком теории является несоответствие большинства теоретических допущений реальной ситуации складывающейся на рынках. При отмене ряда ограничений (отсутствие налогообложения), следует признать, что изменение доли заемного капитала влияет на цену капитала. 2) Традиционный подход предполагает наличие прямой зависимости стоимости капитала от его структуры и от возможности ее оптимизации в течение определенного периода развития предприятия. Критерием оптимизации является минимизация цены капитала, которая приводит при прочих равных условиях к увеличению рыночной стоимости предприятия. Цена капитала зависит от цены собственной и заемной его составляющей. При изменении структуры капитала цена этих источников меняется. Этапы оптимизации структуры капитала: 1) Анализ величины и состава капитала за ряд периодов, а также анализ тенденций изменения го структуры. 2) Оценка ключевых факторов, определяющих структуру капитала. Факторы: - отраслевые особенности хозяйственной деятельности; - уровень прибыльности текущей деятельности; - стадия жизненного цикла предприятия и другие. 3) Осуществление многовариантных расчетов по нахождению оптимальной структуры капитала. 4) Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его средневзвешенной цены. Оптимизация основывается на предварительной оценке собственных и заемных источников при разных условиях их привлечения и расчетах средневзвешенной цены капитала. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового леверидж а. Этот эффект заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов.

Предельная доля заемного капитала, обеспечивающая максимальный уровень эффекта финансового левериджа, будет характеризовать оптимизацию структуры используемого капитала по этому критерию.

Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует степень риска и устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК, где: ЭФР – эффект финансового рычага, %; Сн – ставка налога на прибыль, в десятичном выражении. КР – коэффициент рентабельности активов, %. Ск – средний размер ставки процентов за кредит, %. ЗК – средняя сумма используемого капитала. СК – средняя сумма собственного капитала. Формула расчета эффекта финансового рычага содержит три сомножителя: (1-Сн) – не зависит от предприятия. (КР – Ск) – разница между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит, носит название дифференциал (Д). (ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). ЭФР = (1 - Сн) × Д × ФР. Можно сделать 2 вывода: - Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов — использование заемного капитала убыточно. - При прочих равных условиях больший финансовый рычаг дает больший эффект.

Производственный леверидж (англ. leverage — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:

Эпл = TCM / π (1),

либо

Эпл = (TFC + π) / π = 1 + (TFC / π) (2)

где Эпл — эффект производственного левериджа; ТСМ — общий маржинальный доход; TFC — общие постоянные затраты; π — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем служит для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

Yπ = ∆π / ∆TR (3)

где ∆π — изменение прибыли, %; ∆TR — изменение выручки от продаж, %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: