а) В банку с SO2 внесите горящую лучинку.
Горящая лучина в атмосфере SO2
…………………………………………………………………………………………………………..
б) Во вторую банку внесите горящую ленту магния. Какие изменения происходят в сосуде?
Уравнение реакции: ……………………………………………………………………..
в) В кристаллизатор с водой (или чашку) погрузите пробирку с SO2 и слегка покачивая, заполните водой. Подведите стекло под пробирку и выньте из кристаллизатора. О чем говорит подъем жидкости в пробирке?
г) Каплю полученного раствора нанесите на полоску синей лакмусовой бумаги.
Вывод: Изменения окраски индикаторной бумаги свидетельствует, что между SO2 и H2O произошла ………………………………………………………………………….
Уравнение реакции и диссоциации полученного продукта:
………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………….
д) В 3 пробирки поместите по 5 – 10 капель раствора H2SO3, добавьте по каплям в первую раствор KMnO4 (Сэ=0,001 моль/л), во вторую раствор бромной воды, в третью – сероводородную воду. Какие визуальные изменения происходят в каждой пробирке?
|
|
Уравнения реакций между (визуальные наблюдения):
1. H2SO3 и KMnO4
………………………………………………………………………………………………………
2. H2SO3 и Br2
………………………………………………………………………………................................
3. H2SO3 и H2S
………………………………………………………………………………………………………
е) К 5 – 10 каплям раствора K2Cr2O7 (Сэ=0,001 моль/л) добавьте 3 – 4 капли раствора H2SO4 и 5 – 10 капель H2SO3. Что наблюдаете?
Уравнение реакции (визуальные наблюдения): …………………………………………………………………………………………………………..
ж) К 5 – 10 каплям раствора H2SO3 добавьте по каплям раствор BaCl2 до образования осадка. К образовавшемуся осадку прибавьте по каплям раствор HCl до полного его растворения.
Уравнение реакции получения BaSO3: …………………………………………………………………………………………………………..
Уравнение растворения BaSO3 в HCl: ……………………………………………………………………………………..……………………
Вывод: Реакция с BaCl2 может быть использована для обнаружения ………………………………………….… и ………………………………………………………….
Какие химические реакции из проделанных в опыте относятся к окислительно-восстановительным …………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………..…………………
В каких реакциях SO2 и H2SO3 проявляет свойства:
1. восстановителя: ………………………………………………………………………………….
2. окислителя: ………………………………………………………………………………………..
Опыт 9Л. Действие H2SO3 на фуксин
|
|
К разбавленному раствору фуксина в пробирке добавляйте по каплям H2SO3 до обесцвечивания. Нагрейте раствор.
Окраска ……………………………………………………………………………………
Вывод: H2SO3 (и SO2) может быть использована для …………………………. шелка, соломы, сахарного сиропа и т.д.
Опыт 10Д. Водоотнимающее свойство концентрированной H2SO4
а) Действие H2SO4 на клетчатку.
В пробирку с концентрированной H2SO4 (≈ 1 мл) опустите лучинку и выньте. Что наблюдаете? В разбавленную серную кислоту опустите стеклянную палочку. Палочкой с каплей кислоты сделайте надпись (рисунок) на листе бумаги, который осторожно подсушите над пламенем спиртовки.
Обугливание лучины и появление надписи (рисунка) объясняется ………………………….………………… свойством концентрированной H2SO4.
Уравнение обезвоживания, если общая формула клетчатки (С5Н10О5)х:
H2SO4
(С5Н10О5)х → ………………..………………………………………………………………...
конц.
б) Действие концентрированной H2SO4 на сахар («химическое эскимо»).
В высокий стакан на 150 мл поместите 10г сахарной пудры, смешайте ≈ с 1 мл воды, добавьте 4 – 5 мл концентрированной H2SO4 тщательно перемешивайте смесь стеклянной палочкой до начала вспенивания. Оставьте ее до окончания реакции. Смесь вначале чернеет, а затем образуется большой объем пористой массы.
Выводы: 1. почернение сахара объясняется …………………………………………………
действием H2SO4 (конц.);
2.образование пористой массы происходит вследствие взаимодействия H2SO4 с образующимся …………………………………………………………………………………………
Уравнения реакций:
1. обезвоживание сахара: (С12Н22О11) ………………………………………………………………………………………………….
2. взаимодействие углерода с H2SO4……………………………………………………….