1) от использования государственного имущества
2) от продажи государственного имущества
3) от госуслуг
4) от применения мер ответственности
III. Безвозмездные поступления
1) дотации
2) субсидии
3) субвенции
4) пожертвования
30.
Расходы бюджетов - это средства, направляемые ИЗ них на выполнение государственных функций
Классификации:
I. Экономическая (ст.66 БК)
1) капитальные (долгосрочные) расходы - инвестиции, кредиты, покупка имущества, развитие
2) текущие расходы - зарплата, трансферты и др.
II. Функциональная (ведомственная)
- на управление
- на МСУ
- на оборону
- на образование
- на здравоохранение (и др. направления по министерствам и ведомствам)
31.
Межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом другому.
Три вида:
1) дотации - безвозмездно, безвозвратно, безусловно
2) субсидии - безвозмездно, безвозвратно, но с двумя условиями
- софинансирования
- целевого использования
3) субвенции - безвозмездно, но возвратно при нарушении условий
|
|
- использования в определенный срок
- целевого использования.
32. Бюджетный процесс - это деятельность органов государства и МСУ
по:
1 составлению проектов бюджетов
2 утверждению бюджетов
3 исполнению бюджетов
4 составлению бюджетной отчетности
5 контролю за их исполнением.
С т а д и и
1. СОставление проекта б.
2. Рассмотрение и утверждение б. (в форме закона/решения)
3. Исполнение б
4. Составление б. отчетности и контроль
Принципы = принципы бюджетной системы (см. Вопрос 23)
33.
Правовой статус - это сумма полномочий и обязанностей. Законодательные (представительные) органы как участники б.п. обладают следующими полномочиями:
1) рассматривают проекты и утверждают бюджеты
2) контролируют их исполнение
3) формируют контрольные органы
Исполнительные органы и местные администрации:
1) составляют проекты и вносят их в законодательные органы
2) исполняют бюджет
3) составляют отчет.
34.
Контрольно-счетные органы - это органы всеобщего контроля, они могут контролировать ВСЮ финансовую сферу.
Ярким примером такого органа является Счетная Палата РФ и ее отделения в субъектах. Они
1) проводят экспертизу проектов бюджетов
2) контролируют исполнение бюджетов
3) проверяют отчеты
Иные органы государственного ФК - это органы более узкой компетенции. Они создаются Правительством РФ, правительствами субъектов или местными администрациями.
Например, контрольно-финансовая комиссия г. Иваново
Они контролируют непосредственное исполнение бюджетов в форме наблюдений, проверок, ревизий и др.
35.
ГРБС, РБС и ПБС - это три основных участника использования бюджетов. ГРБС (Главные распорядители бюджетных средств) - это органы государства, ОМСУ, крупные учреждения, указанные в ведомственной структуре расходов, имеющие право распределять бюджет (ассигнования и лимиты обязательств) между РБС и ПБС.
|
|
РБС (Распорядители бюджетных средств) - это органы государства, ОМСУ, имеющие право распределять бюджет (ассигнования и лимиты обязательств) между ПБС.
ПБС (Получатели бюджетных средств) - это учреждения (иногда и ОМСУ), находящиеся в ведении ГРБС или РБС, имеющие право получать бюджетные средства и принимать обязательства за счет их. (Пример. ГРБС - Министерство образования, РБС - Департамент образования области, ПБС - Текстильная академия)
36.
Государственные (муниципальные) казенные учреждения - это финансируемые из бюджета некоммерческие организации, оказывающие госуслуги, исполняющие функции с целью реализации полномочий органов государства и МСУ.
1) все доходы поступают в бюджет
2) не имеют права на получение коммерческих кредитов.
37.
Проект бюджета:
1) составляется финансовым органом (Минфин РФ, областные департаменты финансов, местные финансовые комиссии)
2) сроком на 3 года
3) представляется в законодательный орган исполнительным органом
4) рассматривается, как любой другой закон или решение (напр., ГД РФ принимает ФЗ "О бюджете РФ" в 3-х чтениях)
5) утверждается в форме ФЗ, закона субъекта или местного решения
6) далее проходит остальные необходимые стадии (напр., одобрение СФ, подписание и обнародование Президентом)
38.
Исполнение бюджетов:
1) длится с 1 янв. по 31 дек.
2) организуется на основе сводной бюджетной росписи (СБР) и кассового плана (КП)
Схема:
1: финансовый орган (ФО) составляет СБР и КП
2: ФО отправляет ГРБСам бюджетные ассигнования и лимиты
3: ГРБС составляют бюджетную роспись (БР) и спускают лимиты ПБСам
4: ПБС составляет бюджетную смету (БС) и отправляет ее вверх
3) исполнение обеспечивается исполнительным органом. Кассовое обслуживание всех бюджетов осуществляет Федеральное казначейство
4) исполнение:
а) по доходам: зачисление платежей, возврат излишков
б) по расходам: принятие обязательств.
39.
Бюджетная отчетность:
1) составляется Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов и МСУ
Схема:
1: ПБС составляют "первичную" бюджетную отчетность (БО) и направляют ее главным администраторам бюджетных средств (ГАБС)
2: ГАБС составляют сводную бюджетную отчетность (СБО) и направляют ее в Федеральное казначейство (или финансовые органы субъектов, или МСУ)
3: эти органы составляют общую БО РФ, субъекта РФ, муниципального образования, и представляют ее в исполнительный орган
4: исполнительный орган представляет эту отчетность в законодательный орган, который утверждает ее в форме закона/решения
2) составляется ежегодно
3) подвергается внешней проверке Счетной палатой (или иным органом в зависимости от уровня)
40.
Государственные (муниципальные) доходы- это часть национального дохода, обращаемая в собственность государства (МСУ) для выполнения их функций.Эти доходы находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, и составляют КАЗНУ соответствующего уровня. Распоряжаются ими соответствующие органы.(Понятие "государственные доходы" шире, чем понятие "доходы бюджета". Государственные доходы включают в себя не только доходы бюджета, но еще и доходы ВБФ и др. доходы)
41.
Система государственных (муниципальных) доходов - это совокупность платежей во все бюджеты государства и МСУ.
Виды
1) по территориальному признаку: доходы РФ, субъектов, МСУ
2) по юридическому признаку: налоговые и неналоговые (напр., прибыль с госимущества)
|
|
3) по методу сбора: обязательные и добровольные
4) по методу использования: централизованные (бюджеты, ВБФ) и децентрализованные (прибыль ГУП, МУП)
5) по собственности: собственные и заемные
42.
Налог (ст.8 НК) - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц путем отчуждения их денежных средств для обеспечения деятельности государства и МСУ.
Сбор (п.2 ст.8)- это взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является условием совершения определенных действий (напр., выдача лицензии). Т.о., налог безвозмезден, а сбор - это оплата действия, которое государство осуществляет для тебя.
Роль налога:
1) фискальная (лат. fiscus - казна). Налог - это основной источник дохода
2) регулятивная - перераспределение доходов
Налоги - цена цивилизованного общества.
43.
Система налогов и сборов РФ - это закрепленная ст.13 НК 3-уровневая система налоговых доходов РФ.