Конфликты — это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значима для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Есть созидательные, а есть разрушительные конфликты. Нам необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности, волю, разум, и противопоказаны те, что мешают нормально трудиться, приводят к эмоциональному стрессу, подрывают физическое и психологическое здоровье человека.
За любым поступком человека кроется стремление реализовать свои цели, желания, потребности, а за конфликтом - столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороне грозит ущемлением интересов другой. Именно столкновение потребностей является истоком конфликта, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека:
- пониженная самокритичность;
- предубеждение и зависть;
- эгоизм;
- желание подчинить других себе;
- его настроение, самочувствие;
- интеллект;
- знание или незнание психологии человека, психологии общения
Вероятность конфликта повышается при:
- несовместимости характеров и психологических типов;
- наличии темперамента холерика;
- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе,
терпимости к другим и доверии к другим;
Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.
В конфликтной ситуации нельзя:
- критически оценивать партнера;
- приписывать ему плохие намерения;
- демонстрировать знаки превосходства;
- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только
партнеру;
- игнорировать его интересы;
- видеть все только со своей позиции;
- преувеличивать свои заслуги;
- раздражать, кричать, нападать;
- задевать «болевые» точки партнера;
- обрушивать на партнера множество претензий
Принято различать следующие типы конфликтов. Конфликты могут быть парными, межгрупповыми, скрытыми (внутренними) и открытыми (внешними), случайными и преднамеренными, внутриличностными и межличностными.
Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов:
- стычки;
- столкновения;
- кризисы
Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Примером может служить ситуация, когда ваш пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако напоминание сказанного ранее все приводит в соответствующий порядок.
Столкновение. Признаком конфликта является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу. Как столкновение можно оценить ситуацию, в которой вам приходиться неоднократно исправлять ошибки вашей коллеги, а на ваши замечания она не реагирует и воспринимает их постоянно как результат придирчивости.
Кризис - такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений.
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций называется барьером межличностного общения.
В ситуации общения «сестра — пациент» причиной конфликта может быть игнорирование или непонимание потребности пациента в получении поддержки, признании его индивидуальности, уважении.
Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, особенности характера, дефекты воспитания, симптомы психических расстройств.
Барьер отвращения и брезгливости может возникнуть в результате неприятных запахов, при проведении интимных манипуляций.
Медицинскому работнику необходимо знать основные механизмы возникновения напряжения, конфликтов, вызывающих состояние фрустрации, повторение или закрепление которой составляют основу психоэмоционального стресса.