Иллюзия – это искаженное восприятие реального объекта.
Иллюзии делят:
· Зрительные иллюзии – искажение зрительного образа.
· Слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шумов, звуков, которые могут пониматься как речь или иные звуки. Резкий шум за дверью может слышаться как звонок в дверь, крик на улице – как оклик по имени.
· Вкусовые иллюзии проявляются видоизменением обычного для объекта вкуса.
· Обонятельные иллюзии – видоизменение запаха
Галлюцинация – восприятие, возникающее без наличия реального объекта, сопровождающееся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.
Галлюцинации делят:
Истинные галлюцинации | Псевдогаллюцинации |
Имеют реальную проекцию галлюцинаторного образа во вне. | Не имеют реальной проекции галлюцинаторного образа вовне. |
Навязанный, «сделанный» характер галлюцинаторных образов | |
Яркость, звучность, громкость, интенсивность галлюцинаторных образов | Тусклость, размытость, приглушенность галлюцинаторных образов |
Императивный или комментирующий характер галлюцинаторных образов (чаще вербальных) |
Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным.
|
|
Деперсонализация – искаженное восприятие собственной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела (тотальная деперсонализация и парциальная деперсонализация)
Синдром Алисы в Стране чудес. Он характеризуется сочетанием деперсонализационных расстройств с явлениями дереализации в виде искажений представлений о пространстве и времени, зрительными иллюзиями, чувством раздвоения личности.
Микропсия – расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов.
Макропсия – расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов
Агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков.
Различают:
- зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не узнает предметы и их изображение;
- тактильные агнозии, проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела;
- слуховые агнозии, проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).