Целевые показатели и целевые нормативы

Назначение целевых показателей состоит, во-первых, в определении конкретных финансовых целей и соответствующих им нормативных результатов финансовой деятельности структурных подразделений; во-вторых, предоставить руководству компании возможность осуществления контроля за изменением финансового состояния предприятия или фирмы и проведения периодических корректировок.

Целевые показатели могут быть абсолютными (объем продаж, масса чистой или валовой прибыли, лимиты затрат и т д.) и относительными, или целевыми, нормативами (норма чистой или валовой прибыли, нормативы условно-переменных затрат и др.). Показатели могут быть также директивными (не подлежащими изменениям в течение бюджетного периода) и корректируемым (которые подлежат периодическому пересмотру в течение данного бюджетного периода для достижения директивных показателей). К числу директивных показателей могут быть отнесены норма и масса чистой прибыли, лимиты общеорганизационных расходов. Для обеспечения целевого уровня этих показателей может потребоваться корректировка (экономия) внутри того же бюджетного периода каких-либо статей условно-постоянных затрат, например накладных расходов.

Главной проблемой при определении целевых показателей процессе бюджетирования является обеспечение их должной взаимосвязи, системности. При этом, во-первых, достижение показателей структурных подразделений позволяет реализовать основные финансовые цели компании; во-вторых, определенный уровень директивных показателей должен быть обеспечен соответствующими корректируемым показателями. Например, если одними из главных целевых показателей является масса и норма чистой прибыли (директивные показатели), то объемы продаж, нормативы условно-переменных и лимиты накладных расходов должны обеспечивать расчетный уровень рентабельности производства. Следование принципу системности предполагает также прослеживание взаимосвязи между отдельными показателями, осуществление контроля за тем, как изменение одних из них может отразиться на значении других. Эта взаимосвязь прослеживаться как на уровне одного структурного подразделения, так и между показателями различных ЦФО, ЦФУ или МВЗ.

Для ЦФО система целевых показателей может выглядеть следующим образом:

· Главные директивные показатели – сумма общеорганизационных расходов, масса чистой прибыли (на один год с разбивкой по месяцам) и ROA (за год).

· Корректируемые целевые нормативы – норма валовой (маржинальной) прибыли и объем продаж (с разбивкой по месяцам, изменяемые в соответствии с бюджетным регламентом, для обеспечения директивного уровня главного показателя – чистой прибыли), коэффициент оборачиваемости активов.

· Основные лимиты – уровень накладных расходов и первоначальных затрат, дебиторской и кредиторской задолженности или величина ее прироста, максимальный размер внешних заемных средств, минимальный уровень конечного сальдо, прирост общих активов.

· Для ЦФУ набор целевых показателей может быть существенно уже:

· Главные директивные показатели – масса и норма чистой прибыли (на один год с разбивкой по месяцам).

· Корректируемые целевые нормативы – норма валовой прибыли (маржинальной) прибыли и объем продаж (с разбивкой по месяцам, изменяемые в соответствии с бюджетным регламентом, для обеспечения директивного уровня главного показателя – чистой прибыли).

· Основные лимиты – уровень накладных расходов и первоначальных затрат, максимальный размер внешних заемных средств.

Для МВЗ в качестве целевых показателей и нормативов могут использоваться только лимиты регулируемых затрат по статьям операционных бюджетов и показатели их экономии (для применения схем стимулирования).

Количественная оценка структурных подразделений [5]

Показатель Коэффициент Обозначения
Структурный коэффициент централизации Ксц = Nцп/Nоп Nцп – количество структурных подразделений, управляемых из единого центра. Nоп – общее количество структурных подразделений одного уровня.
Количественный коэффициент централизации Ккц = Nцч/Nоч Nцч – численность работников подразделений, управляемых из единого центра. Nоч – общая численность работников.
Объемный коэффициент централизации Кок = Оц/Оо Оц – объем работ, выполняемый централизованными подразделениями. Оо – общий объем работ компании.
Коэффициент централизации управления Кцу = Nуц/Nуо Nуц – количество работников центрального управления. Nуо – общее количество работников управления.
Коэффициент централизации функций Кцф = Чцц/(Чцц + Чцп) Чцц – численность работников по централизованной функции в центральном аппарате. Чцп – то же в аппарате подразделений и филиалов.
Коэффициент централизации отдельных функций Кц = Тт/(Тт + Тц) Тт – затраты труда работников аппарата управления по данным функциям, чел-дн. Тт + Тц – суммарные затраты труда
То же, в среднем по всем функциям  
Радиус администрирования R = ∑АRR/∑АR АR – годовой объем работ в удаленном филиале, представительстве, подразделении (на объекте). R – расстояние до филиала (объекта).
Плотность управления (средняя) Нс = Ао/πR2 Ао – годовой объем работ на удаленной территории
Плотность управления (абсолютная) Нс = Ао/S S – площадь административного района, находящегося в зоне действия организации
Уровень специализации Yспец = Nспец/N Nспец – число специализированных подразделений (бизнес-единиц). N – общее число подразделений.
Коэффициент использования организационных резервов Кн = Хф/Хн Хф, Хн – фактическое и нормативное значения определенного параметра структуры управления.
То же, обобщающий  
Коэффициент структурной напряженности Ксн = N/d d – удельный вес работников аппарата управления в % от общей численности работников. N – общее число подразделений, находящихся в подчинении данному аппарату управления.
Коэффициент соблюдения норм управляемости Купр = Чф/Чн Чф, Чн – соответственно фактическая и нормативная численность работников, подчиненных одному руководителю.
Критерий эффективности – приведенные затраты Z = (C + Eн × К) С – текущие затраты на управление. Ен – нормативный коэффициент эффективности инвестиций. К – единовременные затраты на управление (инвестиции).
Коэффициент соответствия должности Ксд = Чс/Чау Чс – численность работников аппарата управления, соответствующих должности по результатам аттестации. Чау – общая численность аппарата управления.

Существенной характеристикой учета по центрам ответственности является то, что он концентрируется на центрах ответственности. Учет же полных затрат концентрируется на товарах и услугах.

Виды затрат Центры ответственности Ресурс 1 Ресурс 2 Ресурс n Итого затрат по подразделению
Подразделение 1          
Подразделение 2          
         
Подразделение n          
Итого затрат по видам         Итого



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: