Государственный долг: понятие и виды

Государственная ссуда прямо связана с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг. Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Однако превышение государственного долга над валовым национальным продуктом больше чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для стойкости денежного оборота.

В теории финансового права под государственным долгом понимает вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных ссуд с начисленными процентами, что должны быть по них выплачены к определенной дате или за определенный срок.

Материальное содержание государственного долга - это общая сумма задолженности государства и непогашенными долговыми обязательствами и невыплаченных по них процентами. При этом государственный долг как материальная категория разделяется на:

· Капитальный

· текущий, то есть государственный - являет собой сумму расходов государства за всеми долговыми обязательствами срок погашения которых уже наступил.

Законодательное определение государственного долга закреплено в ст. 2 Бюджетного кодекса Украины. В связи с этим можно выделить и правовой аспект содержания государственного долга.

Государственный долг (долг Автономной Республики Крым или долг местного самоуправления) — это общая сумма задолженности государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), включая долговые обязательства государства (Автономной Республики Крым или городских советов), которые вступают в действие в результате выданных гарантий по рисками или обязательствам, которые возникают на основании законодательства или договора.

Из данного определения государственного долга понятно, что идет речь и о внутреннем, и о внешнем государственном долге.

Законодательное определение касается только внутреннего государственного долга, которое закреплено в ст. 1 Закона Украины от 16 сентября в 1992 г. «О государственном внутреннем долге Украины», где он определяется как срочные долговые обязательства Правительства Украины в денежной форме. Данный нормативный акт определяет отношения по внутреннему государственному долгу.

Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, которое находится в общегосударственной собственности. Государственный внутренний долг Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая опять возникает по долговым обязательствам Правительства Украины. К долговым обязательствам Правительства Украины принадлежат выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные Правительством, а также получены им ссуды. В состав долговых обязательств Правительства Украины включаются также часть долговых обязательств Правительства бывшего СССР, принятых на себя Украиной.

В зависимости от срока действия различают следующие виды государственного долга:

· краткосрочный (до одного года),

· среднесрочный (от одного до пяти лет)

· долгосрочный (пять и более лет).

Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. В соответствии с ними придется в течение короткого времени выплачивать основную сумму с процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. Государственные органы пытаются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, то есть превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: