Три направления в понимании планирования эксперимента и основных форм экспериментального контроля

Конструктная валидность и концептуальные репликации

Цели содержательного и формального планирования: обеспечение валидности эксперимента

Операциональная и конструктная валидность для оценки содержательного планирования эксперимента

Теоретическая концепция → психологическая гипотеза → повторные проверки → видоизменение психологической гипотезы, если изменяются средства операционализации входящих в нее переменных

Концептуальные репликации: в случае, когда предполагается выявление одной и той же теоретически предполагаемой зависимости, но психологические конструкты конкретизируются разными методическими средствами

В экспериментах с терминологически сходными формулировками гипотез представлены достаточно отличающиеся друг от друга типы переменных – обычное дело в психологии

Глава 6. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЛАНИРОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

6.1. Формы экспериментального контроля

Три традиции понимания планирования психологического эксперимента:

1. Выбор схемы/ плана получения данных для проверки каузальной гипотезы

2. Определения тепа переменных с точки зрения заданных гипотетических конструктов и решения вопросов об операционализации переменных, → выбор методических средств, отражающих взаимосвязь аспектов содержательного и формального планирования

3. Планирование с целью последующего использования статистических решений об экспериментальных эффектах, а значит, указание того минимального эффекта (в различиях ЗП), который будет принят в качестве критериального для принятия и отвержения экспериментальных гипотез

1+3: формальное планирование, основа вывода об экспериментально установленном факте, оценка внутренней и операциональной валидности (как необходимо включенных в логику установления результата действия НП и контроля ПП)

2: содержательное планирование эксперимента, решение вопросов о переходе от формулирования ТГ к ЭГ, решение проблем соответствия и определения типа эксперимента, оценивание конструктной и внешней валидности наряду с операциональной, обоснование логики вывода как обобщения за пределами экспериментальной ситуации

Экспериментальный контроль обеспечивает достоверность вывода об эмпирически выявляемой зависимости с точки зрения отвержения других правдоподобных объяснений

Достоверность вывода достигается (с точки зрения контроля переменных):

1) Возможностями формального планирования (как построения экспериментальных схем, а также определения необходимого числа проб)

2) Задания разных типов переменных и, соответственно, разных типов экспериментов, что лишь косвенно связано с предпочтением схем

3) Снятием угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо присутствующих при реализации эксперимента и подлежащих так называемому первичному контролю

Первичный контроль – контроль всех ПП, в первую очередь связанных с выделением НП и взаимодействием экспериментатора с испытуемым, осуществляемый до выбора планов эксперимента или безотносительно к ним

План эксперимента (схема, дизайн) – задает схему контроля предъявления уровней НП – порядок экспериментальных условий – одному и тому же испытуемому или группам испытуемым и одновременно – схему фиксации первичных показателей ЗП

План: указание числа опытов в каждом э/условии, число присутствующих в этом условии испытуемых

Количество опытных данных, т.е. число выборочных значений показателей ЗП, зависит от выбора величины минимального эффекта, который будет свидетельствовать о возможности отвержения нуль-нипотез

Чем больше выборка, тем ниже величина эффекта, достаточного для принятия решения о действии НП – возможный вариант. Но величина n связана и с аспектами содержательного планирования (утомляемость, репрезентативность выборки и пр.) => важно внимательно и всесторонне подходить к определению необходимого числа проб или испытуемых

Не менее двух уровней НП: экспериментальное и контрольное условие

Схемы экспериментов задают схемы сравнений выборочных значений ЗП

Классификация э/схем:

1. По количеству уровней НП:

a. Бивалентный

b. Многоуровневый

2. По виду схемы:

a. Интраиндивидуальные

b. Межгрупповые

Экспериментальный фактор = НП = Х-воздействие

Общепринятые обозначения:

· Х – НП без указания уровней; Х’ и Х’’ – два уровня НП; Х1, Х2,…,Хn – n уровней экспериментального фактора

· R – рандомизация (случайный порядок предъявления проб (как уровней НП) в последовательности либо случайная стратегия образования групп (случайна выборка из популяции или случайное распределение имеющейся выборки на группы испытуемых))

· О – измерение (наблюдение) психологического показателя, или ЗП; если есть предварительное тестирование: О’XO’’ или О1, О2 и т.д., например

· АВС – порядок предъявления уровней НП (порядок следования уровней А, В, С – второй, производный фактор)

План «временные серии»: фактор времени присутствует в схема как подразумеваемая переменная

Возможна неидентичность плана проведения эксперимента и плана обработки данных

Выбор адекватно схемы представления данных – решение проблемы спецификации психологических гипотез с точки зрения анализа допустимых форм статистических решений об э/эффектах

Контроль угрозы валидному выводу: формулирование системы гипотез, оценка валидности эксперимента, реализация выводов

Нет панацеи от неверных умозаключений

Неверные умозаключения → артефактные выводы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: