На достоверность, глубину и научную ценность материала,
На выявление недостающего материала
Соотнесите заголовки глав, параграфов и подпараграфов, если таковые есть, с имеющимся у вас материалом. Уточните заголовки, отредактируйте и
Определите своё отношение к проделанной работе: довольны ли вы процессом этого труда и его результатом, если нет, то почему
Эмпирические методы исследования:
• 1/Наблюдение ^Виды наблюдения:
• срез (кратковременное наблюдение),
• лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),
• выборочное и сплошное
• и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
• выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
• выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
• выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
• обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент
• 2/Беседа ^как метод исследования предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойствен-ные ему характеристики и явления.
Виды бесед:
• сбор анамнеза, Виды бесед:
• сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.
Беседа как метод исследования предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему характеристики и явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу допрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы
• 3/ интервью, вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.
• вопросники
• 4\анкеты. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
•
•
Эксперимент Эксперимент – это система приёмов и методов изучения явлений посредством изменения условий их протекания.
Подготовка эксперимента включает в себя выполнение следующих действий:
· Определение вида эксперимента
· Определение объекта и предмета экспериментирования в зависимости от цели и гипотезы исследования
· Разработка программы эксперимента
· Формирование контрольной и экспериментальной групп
· Материально-техническое и методическое обеспечение эксперимента
· Формирование независимой переменной
· Разработка критериальных показателей и подбор методов диагностирования
Программа эксперимента состоит из разделов:
1. Общая характеристика эксперимента:
· тема эксперимента,
· место проведения,
· участники эксперимента (объект экспериментирования),
· вид эксперимента
2. Научный аппарат эксперимента:
· теоретическая основа (идея, научная школа),
· цель эспериментирования (описание параметрических характеристик зависимых переменных),
· описание независимых переменных (формирующей части эксперимента),
· гипотеза экспериментирования,
· методы диагностирования зависимых переменных,
· методы анализа полученных данных
3. Организация эксперимента:
· методическое обеспечение,
· материально-техническое обеспечение,
· график проведения эксперимента,
· организационная подготовка участников
Формирование независимых переменных – это создание новых условий жизнедеятельности участников эксперимента. Такими независимыми переменными могут быть новые методы, приёмы и средства оздоровления, обучения, профилактики, организации; новые принципы работы медицинской сестры, новое содержания обучения пациента, диагностики и профилактики, и т.д. Независимая переменная выводится из гипотезы. Независимая переменная и есть то новое, что вносит студент в теорию и практику.
Основное – выделить этот компонент, чётко его описать и научиться вводить в практику, т.е. заменять старый компонент новым. Эта новая независимая переменная в эксперименте становится самым главным формирующим фактором. Экспериментатор проверяет его эффективность, способность улучшать качества участников эксперимента. Напомним, что независимая переменная формируется на основе гипотезы.
Подготовка экспериментальных и контрольных групп означает подбор общностей, сходных не только по возрасту, но и по другим показателям: полу, уровню развития, социальным характеристикам, состоянию здоровья, отношению к деятельности…
Описанию эксперимента в дипломной работе отводятся самостоятельная глава. В любом случае описывается программа эксперимента, его подготовка и проведение, график экспериментирования, методы диагностирования.
График эксперимента состоит из последовательного перечня действий экспериментатора:
· Подготовка испытуемых (получение информированного согласия)
· Первый «срез», т.е. диагностирование состояния зависимой переменной на начало эксперимента
· Первый ввод независимой переменной и его продолжительность
· Второй «срез», т.е. замер промежуточного состояния зависимых переменных
· Корректировка независимой переменной
· Второй ввод независимой переменной и его продолжительность
· Третий «срез» состояния зависимой переменной и т.д.
Каждая позиция в графике определяется по времени поведения.
Ход эксперимента, ввод независимых переменных и результаты «срезов» в экспериментальных и контрольных группах описываются самостоятельно в отдельном параграфе. Специальный параграф посвящается изложению результатов эксперимента, их обсуждению и формулировке выводов. Здесь проводится корреляционный анализ как сопоставление силы и продолжительности влияния независимой переменной и изменения зависимой переменной. Оценка с использованием критерия Фишера или другая статистическая оценка результатов исследования.
В этом параграфе оценивается гипотеза эксперимента и степень её достоверности
• Клинические методы