Примерные вопросы по психологии человека

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Психология человека как наука. Современные представления о предмете психологии человека. Житейская и научная психология о человеке..Представление о человеке в основных направлениях психологии: бихевиоризм как наука о поведении, психоанализ как учение о бессознательной психике, гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений.

2. Представление о человеке в основных направлениях психологии: самоактуализирующаяся личность в гуманистической психологии, человек познающий в когнитивной психологии, общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в отечественной психологии.

3. Взаимосвязь методологии, методов и методик. Методологические принципы исследования человека.

4. Требования, предъявляемые к организации психологического исследования. Этапы психологического исследования. Классификация методов психологического познания человека.

5. Методы психологического познания человека: наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

6. Понятие психики. Специфика психического отражения. Основные формы проявления психики. Общественно-историческая природа психики человека. Стадии развития психики. Становление низших форм поведения и психики. Развитие психического отражения у животных. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных.

7. Отличие человеческой психики от психики животных. Способность отражения абстрактных признаков, обобщения, инстинктивного познания, воображения, планирования и прогноза, сознательного управления и целенаправленного формирования психики и поведения. Знаковый, опосредованный, социальный характер человеческой психики.

8. Понятие о человеке. Материальность телесной организации и идеальность психической организации человека. Объектные и субъектные признаки человека.

9. Понятие о человеке-индивиде. Телесно-психическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков человека-индивида. Социально-биологические признаки человека-индивида: пол, возраст, этничность.

10. Понятие о человеке-личности. Социально-психологическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков человека-личности. Ролевые функции и социальный статус личности.

11. Понятие о человеке-индивидуальности. Основные признаки индивидуальности человека: единичность, неповторимость, оригинальность, уникальность, тождественность себе и самоидентичность.

12. Соматические свойства человека. Биохимические, физиологические и анатомические свойства организма и их влияние на психическую деятельность человека.

13. Психические свойства человека. Психическое взаимодействие с физическими объектами внешнего мира как источник психофизических свойств. Психика как субъективное отражение объективной действительности. Уровни и формы психического отражения. Характеристика психических процессов.

14. Психическое взаимодействие с организмом как источник психофизиологических свойств. Характеристика психических состояний.

15. Психологические свойства человека: социально-психологические, рефлексивные, деятельностно-психологические свойства. Трансформация психических свойств человека в психологические и духовные качества личности.

16. Самоотражение психической деятельности как источник рефлексивных свойств. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Сущность, структура, условия возникновения сознания. Сознание, язык, значение и смысл.

17. Сознание и самосознание. Психологические подходы к проблеме самосознания. Подходы к выделению критериев самосознания.

18. Картина мира и Я-концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Самопознание как компонент самосознания. Понятие о механизмах психологической защиты.

19. Осознаваемые и неосознаваемые явления в психике. Сознание и бессознательное. Измененные состояния сознания.

20. Предметно-практическое взаимодействие с миром вещей как источник деятельносто-психологических свойств. Категория деятельности, ее содержание и значение для психологии. Единство деятельности, сознания и личности. Активность и деятельность. Психологическая структура деятельности.

21. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Освоение деятельности. Умения, навыки и привычки.

22. Социальное взаимодействие с людьми как источник социально-психологических свойств. Психологическая характеристика общения. Содержание, цели и средства общения. Роль общения в психическом развитии человека.

23. Структура и функции общения. Виды общения. Подходы к пониманию общения в психологии. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения.

24. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как познание и взаимопонимание.

25. Имплицитные функции психики: гностические, аффективные и регуляторные.

26. Эксплицитные функции психики. Виды трансформации эксплицитных функций.

27. Характеристика и трансформация коммуникативных эксплицитных функций психики.

28. Характеристика и трансформация информационных эксплицитных функций психики.

29. Характеристика и трансформация когнитивных эксплицитных функций психики.

30. Характеристика и трансформация эмотивных эксплицитных функций психики.

31. Характеристика и трансформация конативных эксплицитных функций психики.

32. Характеристика и трансформация креативных эксплицитных функций психики.

33. Аффективные психические образования. Формы проявления аффективных психических образований: эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация.

34. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические как результат общественного развития.

35. Мотивационные психические образования. Психологические компоненты мотивации: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения.

36. Темпераментные психические образования. Жизненное предназначение темперамента. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Психологическая характеристика свойств темперамента Основные типы темперамента.

37. Воля как особенное регуляторное образование. Психологическая структура волевого акта. Волевые качества человека и их развитие.

38. Внимание как особенное регуляторное образование. Основные функции внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Формирование и развитие внимания.

39. Ощущение как особенное сенсорно-перцептивное образование. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений. Свойства ощущений. Изменение и измерение ощущений. Закономерности ощущений.

40. Восприятие как особенное сенсорно-перцептивное образование. Физиологическая основа восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия. Закономерности восприятия. Предмет и фон восприятия.

41. Мнемические психические образования. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти.

42. Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти. Формирование и развитие памяти.

43. Интеллектуальные психические образования. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи.

44. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Качества мышления.

45. Интеллектуальные психические образования. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Функции воображения. Механизмы воображения.

46. Виды воображения. Репродуктивное и творческое воображение. Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Воображение и творчество.

47. Креативные психические образования. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Способности и задатки. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант и гениальность.

48. Коммуникативно-речевые психические образования. Общая характеристика речи. Речь и язык. Свойства, функции, виды речи. Развитие речи.

49. Характер как индивидуально-психологическая особенность личности. Структура характера. Характер и темперамент. Формирование характера.

50. Психологическая компетентность и психологическая культура как психические образования человека

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.

3. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. - М.: Владос, 2010, 687 с.

4. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.

б) дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.
  2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещеряков Б. Г.; Зинченко В. П. – М.: АСТ, 2009, 811 с.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Мир, 2009, 376 с.
  4. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2009, 743 с.
  5. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2009, 512 с.
  7. Психология внимания: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 704 с.
  8. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия.Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 720 с.
  9. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М,: АСТ, 2009, 618 с.
  10. Психология мотиваций и эмоций: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.Ф. - М,: АСТ, 2009, 705 с.
  11. Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. - М,: АСТ, 2008, 672 с.
  12. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Любимовой Г.Ю. - М,: АСТ, 2009, 688 с.
  13. Психология памяти: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 656 с.
  14. Психология. Учебник для вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2009, 656 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008.

  1. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с.

в) программное обеспечение

При преподавании данной дисциплины используются:

· электронный учебник (лаборатория компьютерной диагностики):

1.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

2. Панферов В.Н. Психология человека. — СПб., 2000.

· таблицы, схемы,

· психологические задачи и упражнения,

· Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1998)

· КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 20 ноября 1989 г

· Этические принципы психологов и кодекс поведения (редакция 1992 г.)

· Конституция Российской Федерации www.constitution.ru

· Журналы по психологии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: