Влияние романтизма на формирование реалистической эстетики

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико.

Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они открыли психологический анализ, неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека).

Стендаль использует это и свяжет психологию индивида с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, эволюции, обусловленной активным воздействием на личность среды.

Принцип историзма (в романтизме был важнейшим принципом эстетики) – реалисты его наследуют.

Этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса.

У романтиков принцип историзма имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов – материалистическое прочтение истории (основной двигатель истории – борьба классов, сила, решающая исход этой борьбы, - народ). Именно это стимулировало их интерес к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс.

Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты – современную буржуазную действительность.

Реализм I этапа: Бальзак, Стендаль: имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый).

Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности.

7. Викторианская литература

Англия. Промышленный переворот. Правит королева Виктория (отсюда и викторианская литература). Это и период правления и духовный период. Англия занимает лидирующие позиции в мире. Очень консервативная страна. Четкое деление на аристократов и на людей с обычным сословием. Притом аристократы не должны даже общаться с низшими слоями общества – это считалось дурным тоном.

Брак в Англии – это закрытая территория, дом, куда не пускают чужих. Внешне этот дом должен быть идеальным. Отсюда привычка выдавать желаемое за действительное. Снобизм и фальш – главное приметы викторианства. Для англичанина становится важнее «выглядить», а не «быть». Замкнутость, кастовость, распределение соц ролей, традиционное отношение к семье приводят к излишнему этикету.

Развенчивание этого «кажущегося» стало делом Диккенса, Теккерея, Бронте. Типичным для английского викторианского романа становится столкновение бедных и богатых. сатира авторов несколько сдержанна – сказалось все-таки происхождение. Деньги часто в английских романах – спасительная сила.

ВОПРОС 8. Французский реализм 19 века проходит в своем развитии 2 этапа: становление и утверждение реализма как ведущего направления в лит-ре (конец 20х – 40ые) – представлен творчеством Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70ые) связан с именем Флобера – предшественника «натуралистического реализма» Золя. История реализма во Франции начинается с песенного жанра (малый жанр, мгновенно реагирующий на явления современности). Позднее песня уступает место социальному роману. Также реализм находит отражение в жанре новеллы(Мериме). Реализм как худож. метод зарождается и проходит период становления в русле романтизма, который в 20ые годы был ведущим направлением. Первые реалисты были близки с романтиками, вместе вели войну с классицистами, ратуя за расширение предмета изображения в искусстве, за расширение сюжетов и за представление жизни во всей его полноте и противоречивости. Также их сближали общие взгляды: критика утверждающихся буржуазных отношений. Но после революции 1830 года пути реалистов и романтиков разойдутся, что отразится в полемике 30х годов. Первенство в литературном процессе займет реализм, как направление нового времени. Реалисты будут критиковать романтиков за пристрастность к изображению ярких индивидуальностей, авантюрные сюжеты, использование фантастики. Но реалисты использовали характерные для романтического метода темы и мотивы (тема утраченных иллюзий, разочарования), поэтому вплоть до 50х годов реалисты именовались романтиками и только после 50-х годов был предложен термин «реализм». Реализм многим обязан романтизму: именно романтики подготовили почву для возникновения реализма: критика буржуазных отношений с позиций гуманизма. Именно это и стало канвой для творчества реалистов, которые дополнили и обогатили опыт романтиков, придав этой критике новый СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Психологический анализ личности, познание внутреннего мира человека - всё это заслуга романтиков, которую реалисты с радостью развивали и углубляли, но уже со своей «колокольни» - с позиций социальной обусловленности. Реалисты заимствуют у романтиков важнейший эстетический принцип – принцип историзма (рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, где каждый этап –важнейшее звено и заслуживает отдельного рассмотрения). Но у романтиков историзм имел идеалистическую подоплеку, всё иначе у реалистов: они предложили новое материалистическое прочтение истории, что и стимулировало их интерес к обществу. И романтики изображали «дела давно минувших дней», а реалисты – современную действительность. Расцвет фр реализма приходится на 30-40ые годы (период Июльской монархии), когда Франция, покончив с феодализмом основывает господство буржуазии. Теоретикой реализма занимался Стендаль и Бальзак. Реализм – не простое отображение действительности, не бессознательное зеркало, тупо воспроизводящее поверхностную картинку, это скальпель, препарирующий действительность, докапывающийся до всех ее причинно-следственных связей, поэтому реалист – не летописец своей эпохи, он ее хирург, аналитик.

Реализм второй половины 19 века отличается от первого этапа: окончательный разрыв с романтизмом («Госпожа Бовари»). Буржуазная действительность изображается с других позиций, на смену ярким индивидуальностям приходят простые непримечательные люди. Больше нет страстей, драм, а самым примечательным событием для героев становится супружеская измена. Проблемным реалисты считали создание положительного героя, он не всегда получался «выигрышным и ярким», но реалист верит в него, в его светлую душу и безграничные возможности его разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: