Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российской Федерации.
Выделяются 2 группы принципов:
1) общеправовые (законность, демократизм, федерализм);
2) специально-правовые (единство финансовой политики и денежной системы РФ, финансовая самостоятельность территориальных образований, достоверность, полнота, гласность, финансовое планирование, соблюдение финансовой дисциплины, адресность).
Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до граждан содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.
Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов.
|
|
Финансовая деятельность осуществляется различными методами, которые делятся на три группы:
1. методы аккумуляции:
· налоговый метод;
· метод обязательных платежей (взносов);
· метод добровольных взносов.
2. методы распределения:
· Метод выделения трансферта (дотации, субвенции, субсидии, процентные отчисления);
3. метод кредитования.
Государство связано с различными субъектами посредством финансовых отношений. В зависимости от субъектов финансовые отношения делятся на отношения между:
— федеральными органами государственной власти РФ и субъектов федерации, органами местного самоуправления;
— органами государственной власти и органами государственного управления общей компетенции;
— вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления;
— финансовыми органами и предприятиями;
— предприятиями и министерствами;
— финансовыми органами и гражданами;
— самими финансовыми органами.
Финансовые отношения имеют ряд особенностей. Основная из них состоит в том, что они возникают в процессе планового собирания, распределения и использования государством денежных средств — это разновидность имущественных отношений, возникающих по поводу денег. Следующая особенность финансовых отношений заключается в том, что они являются государственно-властными. Одной из сторон финансовых отношений всегда выступает государство или его уполномоченный орган. Финансовые отношения могут возникать и исчезать. Это связано с действиями и событиями.
|
|
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Содержанием финансовой политики является:
— разработка общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач;
— создание адекватного финансового механизма;
— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач, финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиями.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Составной частью финансовой политики является установление финансового механизма — это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.
Задачами финансовой политики являются:
— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
— установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
— организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
— создание эффективной и максимально деловой системы управления.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах.