Аудитор ответственен только за свое заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого субъекта

Ответственность за состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.7) и другими нормативно правовыми актами Республики Беларусь.

Методические приемы документальной проверки. Аудиторские доказательства

Виды и источники аудиторских доказательств

Аудиторские доказательстваэто информация, имеющаяся в распоряжении аудитора и позволяющая ему сделать выводы, выразить профессиональное суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства на основе независимых процедур, таких как:

- детальная документальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

- анализ отчетности и состояния системы внутреннего контроля.

Аудиторские доказательства строятся исходя из оптимального сочетания материалов проверки на соответствие внутреннего контроля и проверки самих учетных данных на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, данных бухгалтерской финансовой отчетности. Собранное количество аудиторских доказательств должно обеспечить аудитору качественное составление объективного аудиторского заключения.

Материалы проверки работы внутреннего контроля представляют собой информацию с целью получения аудиторских доказательств наличия и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Проверка учетных данных представляет собой совокупность процедур, выполняемых для получения аудиторских доказательств о наличии либо отсутствии в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенных искажений. При этом проверяются полнота данных о хозяйственных операциях и остатках на счетах (данные первичной документации и учетных регистрах, данные о материальных активах, а также информация о клиентах и поставщиках).

Аудиторские доказательства отражают содержание части информации, имеющейся на предприятии. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства – информация, полученная от субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства – информация, полученная от третьей стороны в письменном виде.

Смешанные аудиторские доказательства – информация, полученная от субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.

Аудиторские доказательства должны быть получены по каждому разделу бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторские доказательства относительно одного утверждения (например, наличие товарно-материальных запасов) не восполнит недостаток доказательств относительно другого утверждения (например, определения стоимости).

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

· первичные документы субъекта;

· регистры бухгалтерского учета субъекта;

· бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта;

· результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

· сопоставление различных документов субъекта, а также документов субъекта с документами третьих лиц;

· результаты инвентаризации имущества субъекта.

Аудиторское доказательство более убедительно, если разноплановые доказательства, полученные от различных источников, не противоречат друг другу. Если аудиторские доказательства, полученные из одного источника, непоследовательны и не соответствуют полученным доказательствам из другого источника, то может возникнуть необходимость выполнить дополнительные процедуры проверки для устранения такой непоследовательности.

Когда аудитор обоснованно сомневается по какому-либо существенному утверждению одного из разделов бухгалтерской (финансовой) отчетности, он должен попытаться получить достаточные сведения (аудиторские доказательства) для устранения такого сомнения. Если достаточную и достоверную информацию получить не удается, то аудитор должен составить отрицательное заключение или отказаться от составления заключения.

Достаточность и достоверность аудиторских доказательств

Так как аудиторские доказательства являются основой для составления аудиторского заключения, то они должны отвечать ряду требований, обеспечивающих получение оптимально необходимой информации, позволяющей сделать обоснованные выводы о состоянии объекта аудита. Аудиторские доказательства должны быть достаточными и достоверными.

Достаточность и достоверность – взаимосвязанные понятия, основывающиеся на оценке системы внутреннего контроля и процедур проверки на существенность. Достаточность является количественным показателем аудиторского доказательства, достоверность – показателем надежности и значимости доказательства для конкретных утверждений. Значимыми доказательства считаются тогда, когда они помогают решать поставленные перед аудитором задачи. Надежность доказательства характеризует качество информации и отсутствие в ней ошибок. Аудиторские доказательства должны носить убедительный характер, и во многих случаях для подтверждения отдельных утверждений аудитор должен получать разноплановые доказательства из различных источников.

Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от:

· степени аудиторского риска, то есть вероятности принятия аудиторской организацией (аудитором) неверного решения;

· более достоверной информации, полученной от третьих лиц, чем непосредственно от субъекта;

· состояния системы внутреннего контроля;

· самостоятельно полученных аудиторской организацией (аудитором) сведений и их анализа, как более достоверных, чем сведения, полученные от других лиц;

· письменных показаний и документов, как более достоверных, чем показания в устной форме;

· возможности сопоставления сведений, полученных из разных источников.

Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности – такая степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности субъекта и принимать основанные на этих выводах решения.

Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности должно выражать оценку соответствия этой отчетности во всех существенных отношениях нормативным правовым актам Республики Беларусь, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, и основывается на достаточных и достоверных доказательствах.

Методы получения аудиторских доказательств

Для получения сведений о достоверности бухгалтерской отчетности (аудиторских доказательств) используются различные способы. Наиболее распространенными являются:

пересчет – проверка арифметических расчетов первичных документов и бухгалтерских записей. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска пересчет может быть выборочным или сплошным. При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерных систем аудиторская организация (аудитор) может осуществлять проверку, применяя аналогичные системы;

инвентаризация – прием, позволяющий получить точную информацию о наличии имущества субъекта. Инвентаризации подлежат имущество и финансовые обязательства субъекта. При проведении аудита, аудиторы могут наблюдать за проведением инвентаризации. Такое наблюдение помогает аудиторской организации (аудитору) правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля;

проверка соблюдения правил учетаотдельных хозяйственных операций – осуществление контроля аудиторской организацией (аудитором) за учетными работами, выполняемыми в бухгалтерии субъекта;

подтверждение – метод, используемый для удостоверения информации, содержащейся в учетных записях. Для этого необходимо получить подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны, запросы в адрес которой рекомендуется готовить от имени руководства субъекта. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации (аудитору). В случае, если аудиторская организация (аудитор) получила от независимой третьей стороны информацию, которая расходится с учетными данными субъекта, она должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения;

опрос — изучение соответствующей информации персонала, руководства и независимых третьих лиц внутри или за пределами субъекта. Опросы могут быть различными: от официальных письменных, адресованных третьей стороне, до неофициальных устных, адресованных лицам внутри субъекта;

проверка документов – метод, заключающийся в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение хозяйственной операции в бухгалтерском учете вплоть до первичного документа, подтверждающего реальность и целесообразность выполнения этой операции;

аналитические процедуры – анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование основных показателей с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений;

прослеживание – метод, заключающийся в проверке некоторых первичных документов, отражения данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, заключительной корреспонденции счетов и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Данные положения позволяют аудитору получать от субъекта необходимые аудиторские доказательства относительно проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор должен спланировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить, какие разделы бухгалтерского учета проверить и с чем сопоставить. (См. приложение 5).

Аудиторское заключение. Аналитическая и итоговая части аудиторского заключения

Правила составления аудиторского заключения установлены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 года №59.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности организации представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оно выражает оценку аудитора о соответствии бухгалтерской отчетности проверяемой организации, нормативно правовым актам, а также соблюдение законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций.

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В случаях, установленных законодательством, аудиторское заключение составляется и по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности организации аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме:

· безусловно положительного,

· условно положительного,

· отрицательного аудиторского заключения,

· либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

Безусловно положительное аудиторское заключение –это мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности организации, которое означает, что отчетность обеспечивает во всех существенных отношениях достоверное отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период в соответствии с нормативно правовыми актами, и соблюдение законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций.

Условно положительное аудиторское заключение –это мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности организации, которое означает, что, за исключением указанных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность обеспечивает во всех существенных отношениях достоверное отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период исходя из нормативно правовых актов, и соблюдение законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций.

Отрицательное аудиторское заключение –это мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности организации, которое означает, что в связи с указанными в аудиторском заключении обстоятельствами, отчетность не обеспечивает во всех существенных отношениях достоверное отражение активов и пассивов организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период.

Отказ аудитора от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности организации в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств, аудитор не может выразить и не выражает своего мнение.

Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться организацией и пользователями аудиторского заключения, как гарантия аудитора в том, что не существуют другие обстоятельства, влияющие на бухгалтерскую отчетность.

Аудиторское заключение должно состоять из двух частей: аналитической и итоговой.

Аналитическая часть аудиторского заключения должна включать общие сведения об аудиторе и отчет аудитора о результатах оценки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности организации, а также соблюдения организацией законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственных операций.

Общие сведения аналитической части аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской организацией, должны включать: название документа; юридический адрес аудиторской организации и телефоны; номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации; фамилию, имя и отчество аудиторов, принимавших участие в аудите.

Отчет аудиторской организации должен включать: название – «Отчет о результатах проверки аудитора»; наименование проверяемой организации; объект аудита; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности и оценки состояния внутреннего контроля организации; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении организацией хозяйственных операций.

Общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности и оценки состояния внутреннего контроля организации должны включать: оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; оценку состояния внутреннего контроля; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета, и подготовки бухгалтерской отчетности.

Общие результаты проверки соблюдения организацией законодательства при совершении хозяйственных операций должны включать: оценку соответствия совершенных организацией хозяйственных операций действующему законодательству; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений действующего законодательства при совершении организацией хозяйственных операций.

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности организации и должна содержать: название – «Заключение аудитора»; наименование организации; юридический адрес и телефоны аудитора; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия лицензии; номер свидетельства о государственной регистрации аудитора; фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в аудите; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия лицензии; объект аудита; указание на нормативные правовые акты, которым должна соответствовать бухгалтерская отчетность; указание на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит; мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности субъекта; дату аудиторского заключения.

Аудитор несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторское заключение подписывается аудитором, по аналитической и итоговой части в отдельности, и заверяется печатью.

Аудитор должен представить организации не менее двух экземпляров аудиторского заключения, в сроки, согласованные с этой организацией, из них: один экземпляр в составе аналитической и итоговой частей; второй экземпляр в составе итоговой части для представления пользователям бухгалтерской отчетности, включая налоговые органы.

Опыт организации аудиторской деятельности в России

В Российской Федерации согласно ст.1 Федерального закона от 7.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудиторы и аудируемые лица свободны в установлении своих прав и обязанностей, на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора; по своему усмотрению определяют приемы, методы и конкретные процедуры проведения аудита. Исключение составляют: планирование и документирование аудита, составление аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Самостоятельность аудиторской деятельности не исключает ее общего регулирования со стороны государства. Свобода и самостоятельность деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора предполагают и несение риска последствий соответствующих действий.

Предпринимательский риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных имущественных последствий предпринимательской деятельности. Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудиторами вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторская деятельность относится к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, зарегистрированным в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора в порядке, определяемом законом. Исключительность аудиторской деятельности необходима с целью выделения из общих хозяйствующих субъектов специальной группы, осуществляющих аудит на профессиональной основе и профессиональном уровне, при этом отвечающих принципу независимости, а также обеспечения государственного контроля за этой группой субъектов.

Профессионализм в аудиторской деятельности достигается и поддерживается подготовкой и аттестацией специалистов, ежегодным повышением их квалификации невозможностью совмещения аудиторской с другими видами предпринимательской деятельности, а значит, сосредоточенностью лишь на своей профессии. Аудиторы как субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально значимую функцию, наделены особыми правами и преимуществами. Подготовленное ими заключение по результатам аудиторской проверки является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Аудиторы обязаны хранить профессиональную тайну, не разглашать сведения об операциях аудируемых лиц, а также обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых от проверяемых лиц и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. Законом предусмотрена возможность создания аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые наделяются определенными полномочиями по отношению к своим членам.

Помимо названных признаков Закон об аудиторской деятельности выделяет также независимый характер этой деятельности, выражающейся главным образом в отсутствии ведомственных, внутрифирменных отношений между аудитором и проверяемым лицом, а также финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности.

Гарантией независимости и качества аудита служит также проведение открытых конкурсов на заключение договоров оказания аудиторских услуг в случаях, когда в уставном капитале аудируемого лица доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %.

Объектом аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Главная цель внешнего аудита –дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Выражение мнения по результатам проведенного аудита, о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии. Перечисленные выше принципы определяют нормы поведения аудитора.

Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается проведения проверки, анализа отчетности, ведения и восстановления учета. По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Аудит бывает инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Критерии обязательного аудита определены действующим законодательством:

Во-первых, обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества независимо от числа акционеров и размера уставного капитала.

Во-вторых, по виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются обязательные отчисления работодателей, предусмотренные законодательством, благотворительные фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц и другие экономические субъекты, определенные федеральными Законами, Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В-третьих, обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

В-четвертых, обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты при наличии хотя бы одного из следующих показателей их финансово-хозяйственной деятельности: объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч раз установленный законом Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда; и сумма активов баланса которых, превышает на конец отчетного года 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда.

По своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе. Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Вместе с тем, будучи экономической деятельностью, аудит по своей природе предполагает осуществление аудиторских услуг на возмездных началах. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор получают вознаграждение за оказанные аудиторские и сопутствующие им услуги. Таким образом, аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской даже в том случае, когда юридическое лицо осуществляет обязательный аудит.

Различают также первоначальный и согласованный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничества удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Один из видов аудита – аудит хозяйственной деятельности – представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Проводят также аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия, например, внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Существует также внутренний аудит. Он является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Некоторые виду внутреннего аудита называют управленческим аудитом. Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых возможностей, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Помимо этого аудиторы могут оказывать и другие виды услуг, среди которых можно выделить: ведение бухгалтерского учета; восстановление бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ГНИ; модернизация действующей системы учета; консультации; проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтеров; обучение бухгалтеров; издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу и аудиту; автоматизация бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы по теме №14

1. История возникновения и развития аудита.

2.. Понятие аудиторской деятельности.

3. Виды аудита и аудиторских услуг.

4. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

5. Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций.

6. Права и обязанности аудируемых лиц (заказчиков аудита).

7. Цели аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

8. Основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

9. Источники получения аудиторских доказательств.

10. Методические приемы документальной проверки.

11. Аудиторское заключение. Порядок выражения мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

12.Аналитическая часть аудиторского заключения.

13. Итоговая часть аудиторского заключения.

14. Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». №42-3 от 25 июня 2001г. // Мн.: ООО «Информпресс», 2002, – 24с.

2. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» №164-3 от 18 декабря 2002г (в редакции Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 № 137-З; от 25.06.2007 N 240-З) // Мн.: Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008. – 8с.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. // Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 512с.

4. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета // Мн.: ООО «Информпресс», 2003. – 176с.

5. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Мн., 1998. (в редакции Постановления МЭ, МТ, МФ, МСиА от 01.07.2008 № 136/113/86/101.)// Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008, 15с.

6. Постановление Министерства экономики РБ от 10.09.2008г. № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов»// Гл.бухгалтер. - 2008. - № 35.- с. 17-30.

7. Приказ МФ от 10.02.2000 №56 «Об утверждении свидетельства о включении в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций»// НРПА №8 /2982 (14.02.2000).

8. Постановление МФ РБ от 4.08.2000г. №82 «Об утверждении Положения о методологическом совете по аудиторской деятельности Министерства финансов РБ».// НЭГ №44, 2000, с.10-11.

9. Постановление МФ РБ от 4.08.2000г. №81 «Об утверждении нормативных правовых актов». Правила аудиторской деятельности «Планирование аудита», «Рабочая документация аудитора»// НЭГ №44, 2000, с.8-10.

10. Постановление Министерства финансов РБ от 26.10.2000 №114
(в редакции от 16.06.2004 № 93) «Об утверждении нормативных правовых актов». Правила аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Аудиторские доказательства».// Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008, 7с.

11. Постановление Министерства финансов РБ от 23.03.2004 № 38
«Об утверждении правил аудиторской деятельности». Правила аудиторской деятельности «Оценка риска и внутренний контроль в условиях компьютерной обработки данных»// Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008, 4с.

12. Постановление Министерства финансов РБ от 20.09.2006 №115
«Об утверждении правил аудиторской деятельности». Правила аудиторской деятельности «Задания на проведение согласованных процедур в отношении финансовой информации»// Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008, 6с.

13. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008г. № 19 «Об утверждении форм годовой бухгалтерской отчетности и инструкции по их заполнению» // Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008, 56с.

14. Указ Президента Республики Беларусь от 12.02. 2004 года № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» (в редакции Указа от 28.12.2007 № 682) // Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008, 3с.

15. Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 2006 года № 398. «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели и подготовку кадров» // Информационно-правовая база «Консультант плюс», 2008, 2с.

16. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. Подольского В.И. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. – 480с.

17. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА – М, 2002, 2006. - 522с.

18. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: 2006. – 212с.

19. Левкович О.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. / О.А.Левкович, И.Н.Бурцева, Ю.И. Акулич;/ Под общ. ред. О.А.Левковича – Мн.: Амалфея, 2005. – 640с.

20. Левкович А.О., Левкович О.А. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учебное пособие. – Мн: Элайда, 2007. – 792с.

21. Лемеш В.Н. Ревизия и аудит: пособие. – Мн: Издательство Гревцова, 2007. Ч.1 – 288с.

22. Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета: Учебное пособие.– Мн.: ООО «Информпресс», 2004. – 220с.

23. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Мн.: 2005. – 226с.

24. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2005, 2008. – 608с.

25. Теория бухгалтерского учета: Учеб. /И.Н.Белый, П.Я.Папковская, А.П. Михалкевич. – Мн.: ООО «Мисанта», 2007. – 156с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: