Сущность государственного бюджета, его функции и роль в социально-экономических процессах

Бюджетные системы РФ

1. Сущность государственного бюджета, его функции и роль в социально-экономических процессах.

2. Управление государственным долгом.

3. Госбюджет РФ, его расходы и доходы.

4. Экономическая сущность расходов бюджета и их классификация.

5. Бюджетное финансирование, его принципы.

6. Понятие о субвенциях, виды, источники и порядок представления.

7. Источники финансирования бюджетных организаций.

8. Денежные средства государственных, муниципальных и других организаций.

9. Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора.

10. Финансовые отношения в непроизводственной сфере.

11. Система бюджетного финансирования учреждений и организаций.

12. Исходные данные для разработки сметы организаций.

13. Механизм финансового планирования бюджетных организаций.

14. Механизм финансовых отношений между учреждениями и организациями.

15. Сущность расходов бюджетных организаций и их структура.

16. Прибыли и убытки бюджетных учреждений.


Сущность государственного бюджета, его функции и роль в социально-экономических процессах.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятия­ми, организациями и населением, называются бюджетными.

Особенности этих отношений как части финансовых заключа­ются в следующем они возникают в распределительном процессе, одним из участников которого является в обязательном порядке государство

Госбюджет - это финансово-денежные отношения, возникающие у го­сударства с юридическими и физическими лицами по распределению и перерас­пределению национального дохода в связи с формированием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для выполнения функции государства.

Госбюджет, являясь ведущим звеном финансовой системы и основной фи­нансовой категорией, объединяет основные финансовые категории.

Государственному бюджету присущи черты финансов, но одновременно он имеет особенности, отличные от других звеньев, элементов финансовых от­ношений. Они заключаются в следующем:

1) госбюджет - форма перераспределительных отношений, связанная с накоплением части национального дохода у государства и ее использованием для потребностей всего общества;

2) с помощью госбюджета осуществляется перераспределение нацио­нального дохода между отраслями, регионами;

3) пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у дру­гих звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроиз­водства. Основные функции в общем, виде - распределительная и контрольная. В практическом плане эти функции проявляются в следующем:

- перераспределении национального дохода;

- государственном регулировании и стимулировании экономики;

- финансовом обеспечении социальной политики;

- контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денеж­ных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. Регулируя эко­номические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязатель­ность государственного контроля за поступлением и использо­ванием бюджетных средств.

Госбюджет всегда был важным инст­рументом воздействия на развитие экономических и социальных процессов. С его помощью государство могло изменять структуру производства, осуществ­лять социальные изменения.

С помощью бюджета можно повысить уровень жизни населения, в частности поднять уровень социального обслуживания, и, наоборот, привести к обнищанию населения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: