Нравственное воспитание - это целенаправленная система воздействия на сознательную чувственность, поведение детей, формирование у них моральных качеств.
Начать с раннего возраста с полным набором нравственных требований (честность, справедливость, дисциплина, трудолюбие, доброта).
Составные части нравственного воспитания:
1. Формирование этических взглядов, убеждений, мировоззрения.
2. Формирование навыков нравственного поведения (осознанное усвоение, упражнения в правильном поступке).
3. Воспитание правдивых (нравственных) чувств.
4. Воспитание морально-волевых черт характера.
Умственно отсталые характеризуются слабостью воли и характера, что мешает им постоянно следовать своим убеждениям и осуществлять свои планы. Организация жизни и деятельности умственно отсталых для выработки у них воли и характера требует создания специальных условий. Таким условием является вовлечение детей в практическую деятельность: общественную, трудовую, познавательную.
Планируя процесс нравственного воспитания, необходимо учитывать:
1. Исходный уровень нравственного воспитания.
2. Обобщенность формируемых представлений о моральных нормах.
3. Единство нравственного просвещения и практической деятельности.
4. Использование наглядных и словесных опор в процессе формирования нравственной оценки у учащихся.
5. Использование конкретного и близкого материала для понимания умственно отсталыми детьми.
Методы формирования нравственных представлений и понятий:
1. Упражнения в положительных поступках, организация практического нравственного опыта. Является основным методом.
2. Оценка - понять мотивы поступков, дать нравственную оценку.
3. Пример взрослых сверстников.
4. Беседы на морально-этические темы.
Этическая беседа состоит из подготовительной, основной, заключительной частей. Подготовительная часть - психолого-дидактическая подготовка, актуализация опыта учеников, пробуждение интереса к данной теме. Основная часть - определение темы, основных задач, раскрытие темы или задач на примере окружающей жизни, анализ поведения учащихся в аспекте обсуждаемой темы. Заключительная часть. Дается обобщение этических знаний.