ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
А.В. Боева, В.А. Руженков, О.В. Боева
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
Учебное пособие
Белгород 2007
ББК
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Белгородского государственного университета
Рецензенты:
заведующий кафедрой психиатрии Курского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор В.В. Плотников;
заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, общей и медицинской психологии Воронежской медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор О.Ю. Ширяев
Боева А.В.
Психологическая коррекция кризисных состояний: Учеб. пособие. –Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 132 с.
В настоящем учебном пособии представлены основные формы и методы психологической коррекции и психотерапии кризисных состояний. Изложена тактика работы с суицидальными пациентами. Особое внимание уделено специфике кризисных состояний у детей и обучающейся молодежи, их профилактике и терапии. Показана роль Телефона Доверия в структуре превенции и аутодеструктивного поведения.
|
|
Предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психологов, суицидологов, клинических ординаторов, аспирантов, а также студентов, изучающих клиническую психологию и психотерапию.
ББК
Работа выполнена в рамках проекта
06-06-55610а/Ц (регионально-федеральный грант РГНФ)
Боева А.В., Руженков В.А., Боева О.В., 2007
Белгородский государственный университет, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА, ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ | |
1.1. Понятие психологического кризиса | |
1.2. Структурные компоненты психологического кризиса | |
1.3. Факторы, предрасполагающие к возникновению психологического кризиса | |
1.4. Продолжительность кризисного состояния и его стадии | |
1.5. Характеристика кризисных пациентов, кризисная мотивация | |
2. СТРУКТУРА И ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
2.1. Концепция суицидального поведения | |
2.2. Классификация суицидальных проявлений | |
2.3. Мотивы и поводы суицидального поведения | |
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРИЗИСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | |
3.1. Особенности и методы кризисной психотерапии | |
3.2. Индивидуальная кризисная психотерапия | |
4. КУПИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ПРИЕМАМИ РАЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | |
4.1. Понятие рациональной кризисной психотерапии | |
4.2. Основные формы рациональной психотерапии | |
4.3. Факторы, влияющие на результат рациональной психотерапии | |
4.4. Когнитивные модели эмоциональных и поведенческих расстройств | |
4.5. Неадаптивные когнитивные схемы. Концепция утраты | |
4.6. Основные направления когнитивно-интерпретационных механизмов | |
4.7. Показания для применения когнитивной психотерапии | |
5. АКСИОПСИХОТЕРАПИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ | |
5.1. Понятие аксиопсихотерапии | |
5.2. Методы аксиопсихотерапии | |
5.3. Показания к применению аксиопсихотерапии | |
5.4. Задачи аксиопсихотерапии | |
6. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАДАПТАЦИЯ СУИЦИДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО СТАЦИОНАРА | |
7. ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | |
7.1. Возрастные особенности суицидального поведения у детей и подростков | |
7.2. Мотивы и причины суицидального поведения у детей и подростков | |
7.3. Контингенты детей и подростков с риском самоубийства | |
7.4. Типы пресуицидального состояния в детско-подростковом возрасте | |
7.5. Основные принципы профилактики самоубийств детей и подростков | |
8. ДЕЗАДАПТАЦИЯ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ | |
8.1. Возрастные особенности молодежи | |
8.2. Суицидальное поведение и уровни дезадаптации у студентов | |
8.3. Факторы формирования социально-психологической дезадаттации у студентов | |
8.4. Профилактика суицидоопасных кризисных состояний и реабилитация суицидентов молодого возраста | |
8.5. Работа кабинета социально-психологической помощи | |
8.6. Этапы личностно-ориентированной групповой психотерапии | |
8.7. Профилактика кризисных состояний у студентов с помощью аутогенной тренировки | |
8.8. Психофармакотерапия кризисных состояний у обучающейся молодежи | |
8.9. Положение о кабинете социально-психологической помощи для студентов студенческой поликлиники, здравпункта, профилактория | |
9. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ | |
9.1. Особенности телефонной коммуникации и телефонной психотерапии | |
9.2. Неотложная психотерапевтическая помощь лицам с острыми суицидальными реакциями по Телефону Доверия | |
9.3. Терапевтические установки лиц с психологическими кризисами и суицидальными переживаниями | |
9.4. Цель и задачи неотложной терапии по Телефону Доверия | |
9.5. Принципы неотложной терапии по Телефону Доверия | |
9.6. Первая психотерапевтическая беседа с острым кризисным пациентом | |
9.7. Вторая стадия неотложной помощи | |
9.8. Завершение неотложной терапии | |
9.9. Особенности неотложной телефонной помощи при различных суицидальных реакциях | |
9.10. Долгосрочная поддерживающая психотерапия по Телефону Доверия | |
9.11. Психотерапевтическая помощь при состояниях одиночества | |
10. СЕМЕЙНАЯ ДИАГНОСТИКА И ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
11. СЕМЕЙНАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | |
12. ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Самоубийство – весьма сложный и многоаспектный междисциплинарный феномен (философский, социальный, социологический, нравственный, юридический, религиозный, культурный, медицинский и др.). Изучение мотивации суицидального поведения и его непосредственных причин, может служить эффективным инструментов для организации превентивных мер.
Самоубийства, занимая одно из ведущих мест в структуре преждевременной смертности населения, являются одной из наиболее острых медико-социальных проблем современности. В последние годы число суицидов и покушений на самоубийство в мире неуклонно возрастает, а Россия вышла на одно из первых мест в мире по этому показателю. Так, по данным Госкомстата РФ, число завершенных самоубийств в стране возросло с 26,4 случаев на 100000 населения в 1990 г., до 37,8 в 2000 г. (Здравоохранение Российской Федерации, 2002). Такое неблагополучное положение во многом связано со сложностями переживавшегося страной переходного периода, когда значительная часть населения подверглась воздействию интенсивных социальных стрессов, приводящих к развитию депрессий и иных форм психической дезадаптации. Теория социально-психологической дезадаптации обогатилась представлениями о кризисных состояниях, в связи с чем приобрела большую конкретность и специфичность в отношении объяснения причин и механизмов суицидального поведения. Выделен и описан особый класс суицидоопасных непатологических ситуационных реакций. Психофизиологической основой для формирования кризисных психологических состояний являются стрессы. Стресс - реакции возникают в процессе активного приспособления человека к новым сложным социокультурным или природным условиям его существования, они могут наступать и в случае расхождений между экспектациями индивида, его притязаниями и реальными условиями его существования и отношением к нему окружающих; и наконец, эти реакции могут быть следствием длительного влияния психотравмирующих воздействий. В последнем случае так называемый дисстрес означает снижение жизнестойкости, способности противоборствовать различного рода жизненным трудностям. Эта сложная психофизиологическая реакция организма возникает в ответ на влияние всякого рода информационных, физических, и эмоциональных перегрузок, которые постоянно испытывает современный человек. С позиций клинико-психопатологического подхода в новом свете представлены различные психопатологические феномены, что позволило глубже проникнуть в сущность взаимоотношений личности больного и его микросоциальной среды, более точно определить степень суицидального риска и прогнозировать поведение в конфликтных ситуациях. Своевременная и адекватная психотерапевтическая и психокоррекционная помощь лицам, находящимся в состоянии психологического кризиса является превенцией суицидального поведения, а также помогает реадаптировать, ресоциализировать пациента и предотвратить повторные покушения на жизнь. Профилактика самоубийств и покушений на самоубийство требует тщательного изучения сущности этих явлений, ясного представления о масштабах и характере проблемы суицида. Любая программа социальной превенции может считаться достаточно полной и рационально обоснованной лишь в том случае, если ей предшествуют соответствующие научные исследования и практические разработки.
|
|
|
|
Учебное пособие знакомит с самим понятием психологического кризиса, с его структурными компонентами, описываются особенности кризисных пациентов, предрасполагающих к совершению покушений на жизнь. Настоящее издание расширяет представления о сравнительно-возрастных аспектах суицидального поведения, факторах суицидального риска, освещает особенности дезадаптации и аутоагрессивных проявлений у обучающейся молодежи. Отражены новые данные об организации суицидологической службы, терапии, реабилитации кризисных пациентов, профилактике самоубийств. В учебном пособии последовательно изложена стратегия помощи суицидентам, описаны основные формы и методы психотерапии, приведены конкретные психокоррекционные и психотерапевтические методики с учетом индивидуально-личностных, возрастных факторов и специфики кризиса.
Учебное пособие содержит информацию, основанную на опыте работы кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии Белгородского государственного университета и Белгородской областной клинической психоневрологической больницы, выполненную в рамках проекта 06-06-55610а/Ц (регионально-федеральный грант РГНФ).
Пособие предназначено в первую очередь для студентов медицинского факультета, клинических ординаторов, психиатров, психотерапевтов, суицидологов, но представляет интерес также для психологов, социологов, юристов.