Введение

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.В. Боева, В.А. Руженков, О.В. Боева

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

Учебное пособие

Белгород 2007

ББК

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Белгородского государственного университета

Рецензенты:

заведующий кафедрой психиатрии Курского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор В.В. Плотников;

заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, общей и медицинской психологии Воронежской медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор О.Ю. Ширяев

Боева А.В.

Психологическая коррекция кризисных состояний: Учеб. пособие. –Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 132 с.

В настоящем учебном пособии представлены основные формы и методы психологической коррекции и психотерапии кризисных состояний. Изложена тактика работы с суицидальными пациентами. Особое внимание уделено специфике кризисных состояний у детей и обучающейся молодежи, их профилактике и терапии. Показана роль Телефона Доверия в структуре превенции и аутодеструктивного поведения.

Предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психологов, суицидологов, клинических ординаторов, аспирантов, а также студентов, изучающих клиническую психологию и психотерапию.

ББК

Работа выполнена в рамках проекта

06-06-55610а/Ц (регионально-федеральный грант РГНФ)

Боева А.В., Руженков В.А., Боева О.В., 2007

Белгородский государственный университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА, ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ  
1.1. Понятие психологического кризиса  
1.2. Структурные компоненты психологического кризиса  
1.3. Факторы, предрасполагающие к возникновению психологического кризиса  
1.4. Продолжительность кризисного состояния и его стадии  
1.5. Характеристика кризисных пациентов, кризисная мотивация  
2. СТРУКТУРА И ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ  
2.1. Концепция суицидального поведения  
2.2. Классификация суицидальных проявлений  
2.3. Мотивы и поводы суицидального поведения  
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРИЗИСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ  
3.1. Особенности и методы кризисной психотерапии  
3.2. Индивидуальная кризисная психотерапия  
4. КУПИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ПРИЕМАМИ РАЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ  
4.1. Понятие рациональной кризисной психотерапии  
4.2. Основные формы рациональной психотерапии  
4.3. Факторы, влияющие на результат рациональной психотерапии  
4.4. Когнитивные модели эмоциональных и поведенческих расстройств  
4.5. Неадаптивные когнитивные схемы. Концепция утраты  
4.6. Основные направления когнитивно-интерпретационных механизмов  
4.7. Показания для применения когнитивной психотерапии  
5. АКСИОПСИХОТЕРАПИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ  
5.1. Понятие аксиопсихотерапии  
5.2. Методы аксиопсихотерапии  
5.3. Показания к применению аксиопсихотерапии  
5.4. Задачи аксиопсихотерапии  
6. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАДАПТАЦИЯ СУИЦИДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО СТАЦИОНАРА  
7. ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  
7.1. Возрастные особенности суицидального поведения у детей и подростков  
7.2. Мотивы и причины суицидального поведения у детей и подростков  
7.3. Контингенты детей и подростков с риском самоубийства  
7.4. Типы пресуицидального состояния в детско-подростковом возрасте  
7.5. Основные принципы профилактики самоубийств детей и подростков  
8. ДЕЗАДАПТАЦИЯ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ  
8.1. Возрастные особенности молодежи  
8.2. Суицидальное поведение и уровни дезадаптации у студентов  
8.3. Факторы формирования социально-психологической дезадаттации у студентов  
8.4. Профилактика суицидоопасных кризисных состояний и реабилитация суицидентов молодого возраста  
8.5. Работа кабинета социально-психологической помощи  
8.6. Этапы личностно-ориентированной групповой психотерапии  
8.7. Профилактика кризисных состояний у студентов с помощью аутогенной тренировки  
8.8. Психофармакотерапия кризисных состояний у обучающейся молодежи  
8.9. Положение о кабинете социально-психологической помощи для студентов студенческой поликлиники, здравпункта, профилактория  
9. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ  
9.1. Особенности телефонной коммуникации и телефонной психотерапии  
9.2. Неотложная психотерапевтическая помощь лицам с острыми суицидальными реакциями по Телефону Доверия  
9.3. Терапевтические установки лиц с психологическими кризисами и суицидальными переживаниями  
9.4. Цель и задачи неотложной терапии по Телефону Доверия  
9.5. Принципы неотложной терапии по Телефону Доверия  
9.6. Первая психотерапевтическая беседа с острым кризисным пациентом  
9.7. Вторая стадия неотложной помощи  
9.8. Завершение неотложной терапии  
9.9. Особенности неотложной телефонной помощи при различных суицидальных реакциях  
9.10. Долгосрочная поддерживающая психотерапия по Телефону Доверия  
9.11. Психотерапевтическая помощь при состояниях одиночества  
10. СЕМЕЙНАЯ ДИАГНОСТИКА И ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ  
11. СЕМЕЙНАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ  
12. ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ  

ВВЕДЕНИЕ

Самоубийство – весьма сложный и многоаспектный междисциплинарный феномен (философский, социальный, социологический, нравственный, юридический, религиозный, культурный, медицинский и др.). Изучение мотивации суицидального поведения и его непосредственных причин, может служить эффективным инструментов для организации превентивных мер.

Самоубийства, занимая одно из ведущих мест в структуре преждевременной смертности населения, являются одной из наиболее острых медико-социальных проблем современности. В последние годы число суицидов и покушений на самоубийство в мире неуклонно возрастает, а Россия вышла на одно из первых мест в мире по этому показателю. Так, по данным Госкомстата РФ, число завершенных самоубийств в стране возросло с 26,4 случаев на 100000 населения в 1990 г., до 37,8 в 2000 г. (Здравоохранение Российской Федерации, 2002). Такое неблагополучное положение во многом связано со сложностями переживавшегося страной переходного периода, когда значительная часть населения подверглась воздействию интенсивных социальных стрессов, приводящих к развитию депрессий и иных форм психической дезадаптации. Теория социально-психологической дезадаптации обогатилась представлениями о кризисных состояниях, в связи с чем приобрела большую конкретность и специфичность в отношении объяснения причин и механизмов суицидального поведения. Выделен и описан особый класс суицидоопасных непатологических ситуационных реакций. Психофизиологической основой для формирования кризисных психологических состояний являются стрессы. Стресс - реакции возникают в процессе активного приспособления человека к новым сложным социокультурным или природным условиям его существования, они могут наступать и в случае расхождений между экспектациями индивида, его притязаниями и реальными условиями его существования и отношением к нему окружающих; и наконец, эти реакции могут быть следствием длительного влияния психотравмирующих воздействий. В последнем случае так называемый дисстрес означает снижение жизнестойкости, способности противоборствовать различного рода жизненным трудностям. Эта сложная психофизиологическая реакция организма возникает в ответ на влияние всякого рода информационных, физических, и эмоциональных перегрузок, которые постоянно испытывает современный человек. С позиций клинико-психопатологического подхода в новом свете представлены различные психопатологические феномены, что позволило глубже проникнуть в сущность взаимоотношений личности больного и его микросоциальной среды, более точно определить степень суицидального риска и прогнозировать поведение в конфликтных ситуациях. Своевременная и адекватная психотерапевтическая и психокоррекционная помощь лицам, находящимся в состоянии психологического кризиса является превенцией суицидального поведения, а также помогает реадаптировать, ресоциализировать пациента и предотвратить повторные покушения на жизнь. Профилактика самоубийств и покушений на самоубийство требует тщательного изучения сущности этих явлений, ясного представления о масштабах и характере проблемы суицида. Любая программа социальной превенции может считаться достаточно полной и рационально обоснованной лишь в том случае, если ей предшествуют соответствующие научные исследования и практические разработки.

Учебное пособие знакомит с самим понятием психологического кризиса, с его структурными компонентами, описываются особенности кризисных пациентов, предрасполагающих к совершению покушений на жизнь. Настоящее издание расширяет представления о сравнительно-возрастных аспектах суицидального поведения, факторах суицидального риска, освещает особенности дезадаптации и аутоагрессивных проявлений у обучающейся молодежи. Отражены новые данные об организации суицидологической службы, терапии, реабилитации кризисных пациентов, профилактике самоубийств. В учебном пособии последовательно изложена стратегия помощи суицидентам, описаны основные формы и методы психотерапии, приведены конкретные психокоррекционные и психотерапевтические методики с учетом индивидуально-личностных, возрастных факторов и специфики кризиса.

Учебное пособие содержит информацию, основанную на опыте работы кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии Белгородского государственного университета и Белгородской областной клинической психоневрологической больницы, выполненную в рамках проекта 06-06-55610а/Ц (регионально-федеральный грант РГНФ).

Пособие предназначено в первую очередь для студентов медицинского факультета, клинических ординаторов, психиатров, психотерапевтов, суицидологов, но представляет интерес также для психологов, социологов, юристов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: