У детей и подростков

Наиболее типичными для детей и подростков являются следующие мотивы суицидального поведения:

1) переживания обиды, одиночества, отчужденности, не­возможность быть понятым;

2) действительная или мнимая утрата родительской люб­ви, неразделенная любовь, ревность;

3) переживания, связанные со смертью, разводом или уходом из семьи родителей;

4) чувство вины, стыда, скомпрометированность, оскор­бленное самолюбие, угрызения совести, недовольство собой;

5) боязнь позора, насмешек, унижения;

6) страх наказания, нежелание принести извинение;

7) любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беремен­ность у девочек;

8) чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупрежде­ние, вымогательство;

9) желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувст­вие, избежать неприятные последствия, уйти от трудной си­туации;

10) сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Причина суицида - понятие более сложное и многогран­ное. Выявление причины суицида в каждом конкретном слу­чае должно основываться на комплексном анализе психологических и психопатологических характеристик личности, особенностей воспитания, окружения, взаимоотношений и психотравмирующих обстоятельств, способствующих социаль­но-психологической дезадаптации личности. Многообразие причин самоубийства обусловлено, прежде всего, индивиду­ально-личностным характером данной формы поведения. Этим определяется и неоднородность контингента детей и подростков, которые в условиях реального, ожидаемого или мнимого конфликта прибегают к аутоагрессии.

В клиническом аспекте причины суицида могут быть под­разделены на следующие группы:

1. Причины, связанные с характером психической патоло­гии и, в частности, с ведущим синдромом заболевания.

2. Причины, обусловленные психопатологическим фоном, искажающим механизмы восприятия и реагирования лич­ности.

3. Причины, связанные с временной эмоциональной не­устойчивостью, свойственной пубертатному периоду.

4. Причины, связанные с возрастными психологическими особенностями, способствующими развитию в условиях кон­фликта острых аффективных реакций.

Успех взаимодействия специалистов (врачей, психологов, юристов, педагогов, социологов), которым надлежит осуще­ствлять профилактику самоубийства у детей и подростков, во многом зависит от единого понимания современной суи­цидологической терминологии.

1. Суицид - (самоубийство) - следствие аутоагрессивных действий, намеренно направленных на лишение себя жизни. Критерий преднамеренности или предвидения смерти должен способствовать отграничению суицида от сходных с ним форм поведения из разряда несчастных случаев.

2. Пресуицидальныйпериод - состояние, характеризую­щееся определенными психологическими и психопатологиче­скими признаками, длящееся от момента возникновения суи­цидальных тенденций до совершения суицидальной попытки.

3. Суицидальная попытка - а) суицид, который по неза­висящим от суицидента обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т. д.) не имел ле­тального исхода;

б) аутоагрессивное - действие, прямо не направленное на лишение себя жизни, но и не исключающее летального ис­хода.

4. Суицидальные тенденции - прямые или косвенные по­казатели, свидетельствующие о снижении ценности собствен­ной жизни, об утрате смысла жизни, о нежелании жить.

5. Демонстративно-шантажные аутоагрессивные дейст­вия - акты членовредительства или самоповреждений, на­правленные на оказание морального давления на окружаю­щих с целью получения выгоды и не предусматривающих смертельного исхода. «Переигранные» демонстративно-шан­тажные аутоагрессии с летальным исходом, обычно квалифи­цируются как суицид.

6. Постсуицидальный период-клинически неоднородное состояние, определяющееся соматическими и психопатологи­ческими расстройствами, а также признаками социально-пси­хологической дезадаптации, продолжающееся от момента со­вершения суицидальной попытки до периода полной редук­ции суицидальных тенденций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: