ДЕЗАДАПТАЦИЯ У ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ
Проблема охраны здоровья студенчества имеет важное медико-социальное значение. Квалификация, компетентность кадров, их высокая гражданская ответственность во многом определяют темпы и масштабы научно-технического прогресса. Происходящая в настоящее время перестройка высшей школы включает в себя переход на новые учебные планы, интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса. Эти сложные условия предъявляют более высокие требования, в частности к адаптивным возможностям личности в процессе обучения. Наряду с работой по профилактике нервно-психических заболеваний приобретают особую актуальность широкие меры по предупреждению и купированию кризисных и других состояний, связанных с социально-психологической дезадаптацией личности.
Существенной является и экономическая сторона вопроса, так как отчисление из института, повторное обучение, предоставление без должных показаний академических отпусков приводят к необоснованному расходованию финансовых средств вузов.
|
|
Возрастные особенности молодежи
Возрастной период до 21 года отличается четкой ориентацией на взрослые нормы поведения (Б. Г. Ананьев, 1968). При этом решающее значение приобретает переход в этот период к независимости от родителей (экономической, нравственной, правовой). Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными студентами, объясняется «пик» антисоциального поведения. В это же время наблюдается определенная «фальсификация» взрослых норм поведения, подмена действительной зрелости мнимой, «иллюзорная взрослость», находящая выражение в таких явлениях как употребление алкоголя, наркотических средств, цинизм в отношении между полами.
В этом возрасте возрастает также влияние «неформального» общения, что обусловлено рядом причин, важнейшими из них являются: расширение круга потребностей, тяга к самоутверждению, приобретение независимости от влияний семьи, возрастание сексуальных интересов. Вышеописанные моменты обостряют противоречия поведения и осложняют воспитание обучающейся молодежи.