Охарактеризуйте физиологические особенности врабатывания и устойчивого состояния при вып физ нагрузки

В рабатывани е - это первая фаза функциональных изменений, происходящих во время работы. Врабатывание происходит в начальный период работы, на протяжении которого быстро усиливается деятельность функциональных систем, обеспечивающих выполнение данной работы. В процессе врабатывания происходят: 1)настройка нервных и нейрогормональных механизмов управления движениями и вегетативных процессов; 2)постепенное формирование необходимого стереотипа движений, т, е. улучшение координации движений; 3)достижение требуемого уровня вегетативных функций, обеспечивающих данную мышечную деятельность. П ервая особенность врабатывания - относительная замедленность в усилении вегетативных процессов, инертность в развертывании вегетативных функций, что в значительной мере связано с характером нервной и гуморальной регуляции этих процессов в данный период. В торая особенность врабатывания - неодновременность, в усилении отдельных функций организма. Врабатывание двигательного аппарата протекает быстрее, чем вегетативных систем. С неодинаковой скоростью изменяются разные показатели, деятельности вегетативных систем, концентрация метаболических веществ в мышцах и крови. Т ретья особенность наличие прямой зависимости между интенсивностью вып работы и скоростью изменения физиологических функций: чем интенсивнее выполняемая работа, тем быстрее происходит начальное усиление функций организма, непосредственно связанных с ее выполнением. Ч етвертая особенность врабатывания состоит в том, что оно протекает при выполнении одного и того же упражнения тем быстрее, чем выше уровень тренированности спортсмена. Поскольку деятельность дыхательной и сердечнососудистой систем, обеспечивающих доставку О2 к работающим мышцам, усиливается постепенно, в начале почти любой работы сокращение мышц осуществляется главным образом за счет энергии анаэробных механизмов. Имеющееся в начале работы несоответствие между потребностями организма в кислороде и их реальным удовлетворением в период врабатывания приводит к образованию кислородного дефицита, или О2-дефицит. Замедленное увеличение потребления О2 в начале работы, приводящее к образованию О2-дефицита, прежде всего объясняется инертным усилением деятельности систем дыхания и кровообращения, т. е. медленным приспособлением кислород-транспортной системы к мышечной деятельности. Однако имеются и другие причины возникновения кислородного дефицита, связанные с особенностями кинетики самого энергетического метаболизма в работающих мышцах. Чем быстрее протекает процесс врабатывания, тем меньше О2-дефицит. Поэтому при выполнении одинаковых аэробных упражнений О2-дефицит у тренированных спортсменов меньше, чем у нетренированных людей.

Устойчивое состояние При выполнении упражнений постоянной аэробной мощности вслед за периодом быстрых изменений функций организма (врабатыванием) следует период, который был назван Хиллом периодом устойчивого состояния. Определяя скорость потребления О2 при выпо упр малой аэробной мощности, он обнаружил, что скорость потребления О2 вслед за быстрым нарастанием в начале упраж далее устанавливается на определенном уровне и практически сохраняется неизменной на протяжении многих десятков минут. При вып упраж небольшой мощности на протяжении периода устойчивого состояния имеется кол-ное соответствие между потребностью организма в кислороде и ее удовлетворением. Поэтому такие упражнения А. Хилл отнес к упражнениям с истинно устойчивым состоянием. Кислородный долг после непродолжительного их выполнения практически равен лишь кислородному дефициту, возникающему в начале работы. При более интенсивных нагрузках - средней, субмаксимальной и околомаксимальной аэробной мощности - вслед за периодом быстрого увеличения скорости потребления О2 (врабатывания) следует период, на протяжении которого она хотя и очень мало, но постепенно повышается. Поэтому второй рабочий период в этих упражнениях можно обозначить только как условно устойчивое состояние. В упра максим аэробной мощности после короткого периода врабатывания потребление О2 достигает уровня МПК и потому больше увеличиваться не может. Далее оно поддерживается на этом уровне, иногда снижаясь лишь ближе к концу упр. Поэтому второй рабочий период в упражнениях максимальной аэробной мощности называют периодом ложного устойчивого состояния.

В упражнениях анаэробной мощности вообще нельзя выделить второй рабочий период, так как на протяжении всего времени их выполнения быстро повышается скорость потребления О2. В этом смысле можно сказать, что в упражнениях анаэробной мощности есть только период врабатывания. Во всех упр аэробной мощности с уровнем потребления О2 более 50% от МПК, как и во всех упр анаэробной мощности, нельзя выделить рабочий период с истинно устойчивым, неизменным состоянием функций ни по скорости потребления О2, ни тем более по другим показателям. Для упражнений такой большой аэробной мощности основной рабочий период можно обозначить как псевд (квази) устойчивое состояние или как период с медленными функциональными изменениями ("дрейфом"), Большинство этих изменений отражает сложную динамику адаптации организма к выполнению данной нагрузки в условиях развивающегося на протяжении работы процесса утомления. В период квазиустойчивого состояния организма происходит постепенная перестройка в деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервномышечной, эндркринной и других систем. На протяжении этого периода медленно снижается систолический объем, но компенсаторно увеличивается ЧСС, так что сердечный выброс остается практически неизменным. Уменьшается и затем постепенно, но не полностью восстанавливается объем циркулирующей крови. Происходит перераспределение кровотока с увеличением кожного кровотока, что способствует усилению теплоотдачи.. В период квазиустойчивого состояния постоянно изменяется также АД, особенно систолическое. Дыхательный коэффициент на протяжении периода квазиустойчивого состояния постепенно снижается, что указывает на увеличение доли участия окисляемых жиров и соответственно уменьшение доли участия окисляемых углеводов в аэробном обеспечении работы. На протяжении упр усиливается деятельность одних желез внутренней секреции и ослабляется деятельность других. В частности, растет активность симпатоадреналовой системы, что выражается в повышении содержания в крови адреналина и норадренаяина.

20. Дайте определение термину «техника физических упражнений». Перечислите основы, определяющие звено, детали техники. Перечислите фазы двигательных действий. Приведите основные характеристики техники физических упражнений.

Физические упражнения – это активная двигательная деятельность человека, направленная на реализацию задач физического воспитания и построенная по его законам. Техника физических упражнений – это способы выполнения двигательных действий, которые позволяют решить двигательную задачу целесообразно, с большей эффективностью. Различают основу техники движений, её основное звено и детали. Основа техники движений – совокупность тех звеньев и черт структуры движения, которые необходимы для решения двигательной задачи определённым образом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.). Основное (главное) звено техники движений – наиболее важная (основная) часть упражнения, от которой во многом зависит решение двигательной задачи. Например, в прыжках – это отталкивание; в метаниях - финальное усилие и т.д. Выполнение движений, входящих в основное звено техники обычно требует больших мышечных усилий, концентрации внимания, происходит в сравнительно короткий промежуток времени. Детали техники – это второстепенные особенности движений, которые не нарушают основ техники, но во многом содействуют успешности выполнения двигательной задачи. Детали техники всегда индивидуальны и зависят от состояния здоровья, роста, веса, уровня тренированности, характера и пр. (например: посадка конькобежца и т.д.). Необходимыми чертами совершенной техники двигательного действия являются стабильность и целесообразная вариативность техники физических упражнений. При этом вариативность характерна для деталей техники, а стабильность особенно важна в главном звене или основной фазе действия. Стабильность – единообразное воспроизведение действия при повторении упражнения не только в стандартных, но и в меняющихся условиях. Вариативность – внесение целесообразных изменений в двигательное действие, применительно к необычным условиям его выполнения (например, метание снаряда при сильном ветре). В двигательном действии различают три фазы: подготовительную, главную и заключительную. Любое движение можно расчленить по фазам, но саму фазу нарушать нельзя. Наиболее частые и значительные ошибки возникают в местах перехода фаз (особенно при переходе от подготовительной к главной фазе). Фазы двигательных действий: 1. Подготовительная – направлена на создание благоприятных условий для выполнения главной фазы, решения поставленной задачи (стартовое положение бегуна). 2. Главная (основная) фаза – состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия (выполнение поворота и финального усилия). Основная фаза требует наибольших сил, внимания, совпадает с основным звеном техники; в некоторых упражнениях главных фаз может быть несколько (опорный прыжок, тройной). 3. Заключительная – завершает действие (пробежка по инерции после финиша). Заключительная фаза может быть активной (обычно это связано с сохранением равновесия – приземление в опорном прыжке в гимнастике), а может быть и пассивной (мягкое торможение после финиша дистанции). Основные характеристики техники ФУ: 1. Кинематические характеристики: а) Пространственные характеристики: рациональное взаиморасположение звеньев двигательного аппарата (положение тела: правильное исходное положение, оперативная поза); соблюдение оптимальной траектории движения (форма траектории, направление движения, амплитуда движения). б) Временные характеристики: признаки движений, такие как своевременность начала, согласованность по времени друг с другом, синхронность, последовательность. Всё это характеризует временную структуру физических упражнений, т.е. как они организованы во времени (длительность движений, темп движений). в) Пространственно-временные характеристики: целесообразное сочетание и регулирование скоростей движений (скорость, ускорение).

1. Динамические характеристики – биомеханические силы: внутренние (активные, пассивные, реактивные) и внешние (сила тяжести, сила инерции, сила реакции опоры, сила сопротивления и др.); взаимодействие их составляет силовую или динамическую структуру двигательных действий.

2. Ритмические характеристики – определённая упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (ритм циклических движений, ритм ациклических движений).

Качественные характеристики: энергичные движения, эластичные движения, точные движения, экономные движения и т.д.

21. Раскройте сущность спортивного движения. Перечислите основные тенденции развития спортивного движения.

Спортивное движение это социальноетечение, в русле которого происходит приобщение к спорту, его распространение, упорядочение и развитие. Спорт во всём мире развивается в основном по двум направлениям:

1. общедоступный спорт (массовый);

2. спорт высших достижений.

Общедоступный спорт - включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт. Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся. В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции). Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.). Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определённой профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения). Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях. В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма сохранения определённого уровня работоспособности. Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определённому виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины. Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющие жёсткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений. В тоже время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определённой преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений. Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нём наметился ряд направлений:

1. супердостиженческий (любительский) спорт;

2. профессиональный спорт;

3. профессионально-коммерческий спорт:

4. достиженческо-коммерческий спорт;

5. зрелищно-коммерческий спорт.

Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время всё больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности. Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что даёт им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров. Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определённые целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности. Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы: К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов. Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача – успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению. К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков. Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.

22. Охарактеризуйте физиологические особенности предстартовых состояний и роль разминки в регуляции этих состояний.

Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма. Предстартовое состояние Предстартовое изменение функций происходит в определенный период - за несколько минут, часов или даже-дней (если речь идет об ответственном соревновании) до начала мышечной работы. Иногда выделяют отдельно стартовое состояние, характерное для последних минут перед стартом. В предстартовом состоянии происходят самые разные перестройки в различных функциональных системах организма, учащается и углубляется дыхание, усиливается газообмен (потребление О2), учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается артериальное давление, увелич концентрация молочной кислоты в мышцах и крови, пов температура тела и т. д. Таким образом, организм как бы переходит на некоторый "рабочий уровень" еще до начал; деятельности, и это обычно способствует успешному выполнению работы (К.М. Смирнов). По своей природе предстартовые изменения функций являются условнорефлекторными нервными и гормональными реакциями. Важнейшую роль при этом играют эмоциональные реакции. Поэтому наиболее резкие изменения в функциональном состоянии организма наблюдаются перед спортивными соревнованиями. Причем степень и характер предстартовых изменений часто находятся в прямой связи со значимостью данного соревнования для спортсменам Потребление О2, основной обмен, ЛВ перед стартом могут в 2- 2,5 раза превышать обычный уровень покоя. Это связано с усилением деятельности симпатоадреналовой системы, активируемой лимбической системой головного мозга (гипоталамусом, лимбической долей коры). Активность этих систем увелич еще до начала работы, о чем свидетельствует, в частности, повышение концентрации норадреналина и адреналина. Под влиянием катехоламинов и других гормонов ускоряются процессы расщепления гликогена в печени, жиров в жировом депо, так что еще до начала работы в крови повышается содержание энергетических субстратов - глюкозы, свободных жирных кислот. Особенности предстартового состояния во многом могут определять спортивную работоспособность. Не во всех случаях предстартовые изменения оказывают положит влияние на спортивный результат. В этой связи выделяют три формы предстартового состояния: состояние готовности - проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повыш спортивного результата; состояние стартовой лихорадки - резко выраженное возбуждение, под влиянием которого возможно как повыш, так и пониж спортивной работоспособности; состояние угнетения и депрессии - стартовой апатией, ведущей к снижению спортивного результата.

Под разминкой понимается вып упр, которое предшествует выступлению на сорев или основной части тренировочного занятия. Разминка способствует оптимизации предстартового состояния, обеспечивает ускорение процессов врабатывания, повышает работоспособность. Механизмы положительного влияния разминки на последующую соревновательную или тренировочную деятельность многообразны. 1Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции, благодаря чему создаются условия для ускорения процессов оптимальной регуляции функций во время выполнения последующих упражнений. 2 Разминка усиливает деятельность всех звеньев кислород - транспортной системы: повышаются ЛВ, скорость диффузии О2 из альвеол в кровь, ЧСС и сердечный выброс, АД, венозный возврат, расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах. Все это приводит к усилению снабжения тканей кислородом и соответственно к уменьшению кислородного дефицита в период врабатывания, предотвращает наступление состояния "мертвой точки" или ускоряет наступление "второго дыхания". 3Разминка усиливает кожный кровоток и снижает порог начала потоотделения, поэтому она оказывает положительное влияние на терморегуляцию, облегчая теплоотдачу и предотвращая чрезмерное перегревание тела во время выполнения последующих упражнений. 4Многие из положительных эффектов разминки связаны с повышением температуры тела, и особенно рабочих мышц. Поэтому разминку часто называют разогреванием. Оно способствует снижению вязкости мышц, повышению скорости их сокращения и расслабления.

Важнейший результат активной разминки - регуляция и согласование функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата в условиях максимальной мышечной деятельности. В этой связи следует различать общую и специальную разминку. О бщая разминка может состоять из самых разных упражнений, цель которых - способствовать повышению температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела. С пециальная разминка в работе должны участвовать те же системы и органы тела, что и при выполнении основного (сорев) упр. В эту часть разминки следует включать. сложные в координационном отношении упражнения, обеспечивающие необходимую "настройку" ЦНС.

Продолжительность и интенсивность разминки и интервал между разминкой и основной деятельностью определяются рядом обстоятельств: характером предстоящего упражнения, внешними условиями (температурой и влажностью воздуха и др.), индивидуальными особенностями и эмоциональным состоянием спортсмена. Оптимальный перерыв должен составлять не более 15 мин, на протяжении которых еще сохраняются следовые процессы от разминки.

Дайте определение термину «скоростно-силовые способности». Перечислите задачи развития скоростно-силовых способностей. Кратко раскройте методику развития скоростно-силовых способностей, перечислите средства, методы воспитания способностей, перечислите средства, методы воспитания способностей, критерии их оценки.

Скоростно – силовые способности – это способность проявлять силу в быстрых движениях. Характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины. Различают «взрывную силу» и динамическую силу в быстрых движениях. «Взрывная сила» - это способность проявлять наибольшую силу в наименьшее время; проявление силы в движениях с ускорением (например, отталкивание прыгуна). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно – силовым индексом «I»: I= F max/t max F max – уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении; t max – максимальное время к моменту достижения F max. Взрывная сила характеризуется 2 компонентами: стартовой силой (это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения) и ускоряющей силой (способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения). Динамическая сила в быстрых движениях – оптимальная сила, проявляемая в минимальный отрезок времени в достаточно длительном периоде движения (фаза отталкивания в беге, педалирование в велоспорте, гребок в плавании или гребле). Характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Осн. методические направления. Использование непредельных отягощений с максимальной скоростью. Дозирование величины отягощений – 20-80 % от максимальной в данном движении; ПМ – 4-7, 8-12 раз. Количество повторений в подходе – индивидуально (до искажения скорости или техники движения). Количество подходов – индивидуально (до снижения скорости или искажения техники движения). Применение: для всех контингентов занимающихся при решении задач скоростно – силовой подготовки. Использование «ударного» метода для совершенствования скоростно – силовых способностей. Метод – ударный. Этот метод пригоден только для подготовленных спортсменов. Цель – совершенствование взрывной силы и реактивной способности двигательного аппарата. Вес отягощения % от максимальной силы –15-35; Длительность работы – 3-4 мин.; Количество повторений в подходе 5-8 (до 10); Количество подходов – до снижения мощности усилий; Отдых между подходами – до восстановления; темп движений – произвольный. Средства развития: упражнения с внешним сопротивлением (с тяжестями; с сопротивлением партнёра; с сопротивлением упругих предметов; с преодолением сопротивления внешней среды), упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения- отжимания, висы, подтягивания и т.д.; легкоатлетические прыжковые упражнения; полоса препятствий), изометрические упражнения (упражнения в пассивном напряжении мышц; упражнения в активном напряжении мышц).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: