Перечислите методы строго регламентированного упражнения, дайте им общую характеристику. Перечислите разновидности методов и их назначение. Приведите примеры из практики

Метод – это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать деятельность занимающихся, обеспечивая освоение ими двигательных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности. Или же более кратко: методами можно назвать способы применения средств физического воспитания. Методами строго регламентированного упражнения деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит: 1. в твёрдо предписанной программе движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); 2. в возможно точном нормировании нагрузки и управлении её динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки; 3. в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажёров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за её воздействием и т. д.).

Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей. Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. Классификация методов строго регламентированного упражнения:

Группа методов Разновидности методов строго регламентированного упражнения
  Методы обучения двигательным действиям Методы, основанные на целостном подходе: · метод целостно-конструктивного упражнения · метод «сопряжённого воздействия»
Методы, основанные на аналитическом подходе: · метод расчленено-конструктивного упражнения · метод «избирательного воздействия»
Методы, направленные на развитие физических качеств Методы стандартного упражнения В режиме непрерывной нагрузки: · метод стандартно-непрерывного (равномерного) упражнения
В режиме интервальной нагрузки: · метод стандартно-интервального (повторного) упражнения
Методы переменного упражнения В режиме непрерывной нагрузки: · метод переменного непрерывного (переменного) упражнения
В режиме интервальной нагрузки: · метод переменного интервального (интервального) упражнения
Комбинированные методы упражнения основаны на сочетании стандартной и переменной нагрузки и изменении интервалов отдыха: (метод повторно-переменого упражнения, метод повторного упражнения с убывающими интервалами, метод повторно-прогрессирующего упражнения, а также «круговая тренировка» по методу интервального упражнения и «круговая тренировка» по методу по методу непрерывного упражнения).

Методы, направленные на формирование двигательных умений и навыков: Метод целостно-конструктивного упражнения – упражнение разучивается и совершенствуется в целом, без деления на части. Для разучивания и совершенствования допускается вычленение отдельных частей упражнения. Применение: используют тогда, когда упражнение нельзя разделить на фазы, не нарушая его целостности. Позволяет разучивать несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ). Один из ведущих методов в работе с детьми. Достоинства метода: интереснее выполнять упражнения. Недостатки: труднее освоить упражнение; рассеивается внимание. Недостатки можно сгладить: используя подводящие упражнения, облегчая условия выполнения упражнения, оказывая непосредственную помощь по ходу упражнения. Метод сопряжённого воздействия. Решает сразу две задачи: развитие какого-либо качества и его совершенствование. Используется на материале соревновательной деятельности или какой-то его части. Соревновательное упражнение используется с усложнением (утяжелением) условий его выполнения. Методические условия усложнения упражнения – для того чтобы шёл прирост качества (результата) – усложнение подбирается опытным путём (оно должно быть не слишком велико (не искажать технику), но и не слишком мало). Широко применяется только в спортивной тренировке на этапе совершенствования. Достоинства метода: физические качества, развитые этим путём имеют высокий коэффициент полезного действия на соревнованиях. Недостатки: метод не пригоден для обучения. Метод расчленено-конструктивного упражнения основан на аналитическом подходе к регламентации деятельности: сложные упражнения делятся по фазам (частям) и разучиваются поочерёдно. Потом разученные фрагменты соединяются в общее целое. Пример: Прыжок в длину с разбега. Подготовительная фаза: Разбег. Главная фаза: Отталкивание, полёт. Заключительная фаза: Приземление. Условия разучивания: 1) Не доводить разучивание отдельной части до навыка: как только появилось умение, сразу же соединять с другой частью. 2) Заканчивать выполнение разучиваемой фазы началом следующей (при разбеге, набеге на планку – обозначить отталкивание). Недостаток: при соединении частей в целое упражнение в местах соединения нередко появляются ошибки. Применение: на начальных этапах обучения. Метод избирательного воздействия – с его помощью можно избирательно, изолировано воздействовать на группы мышц, суставы, отдельные функции организма. Этот метод целесообразно использовать при отставании какого-либо свойства, в качестве дополнительного метода. Широко используется в ЛФК. Методы преимущественно направленные на воспитание физических качеств: Методы стандартного упражнения – в них заранее заданные параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения не меняются. Применение метода стандартного упражнения: на начальном этапе тренировки; для развития практически всех двигательных качеств; для закрепления достигнутого навыка и закрепления определённого уровня нагрузок. Метод стандартного упражнения слабо стимулирует прирост спортивного результата. Методы стандартного упражнения можно применять в интервальном и непрерывном режимах нагрузки. Стандартно-интервальный метод – здесь заранее задаются параметры нагрузки с интервалами отдыха. Пример: (30метров/5 раз, отдых-40 сек., темп - максимальный). Стандартно-непрерывный метод – предполагает заранее заданную равномерную работу без интервалов отдыха. Пример: (бег – 4000 метров, со скоростью – 4 м/сек., без отдыха). Методы (вариативного) переменного упражнения – параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения меняются. Может измениться только что-то одно, а могут и все параметры нагрузки. Применение переменного (вариативного) метода: для совершенствования техники упражнений; для развития физических качеств. Этот метод мало подходит для обучения, но создаёт стимул для прироста качества (результата). Методы переменного упражнения применяются в интервальном и непрерывном режимах нагрузки. Метод вариативного (переменного) интервального упражнения. Для этого метода характерно наличие различных интервалов отдыха между упражнениями (повторами). Типичными примерами метода могут служить:

1. варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, жим штанги весом 50-60-70-60-70-80-50 кг, а интервалы отдыха от 3 до 5 минут);

2. нисходящее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений объём или интенсивность нагрузки снижается (например, пробегание следующих отрезков: 800-400-200-100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Непрерывный переменный метод – характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме переменной интенсивности. Существуют разновидности этого метода: 1.переменное упражнение в циклических передвижениях (фартлек 10000м, где (3000м – скорость 5 м/сек) + (5000м - скорость 4 м/сек) + (2000м – скорость 5 м/сек)). 2. переменное поточное упражнение (серийное выполнение комплекса упражнений различной интенсивности).

Круговой метод – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития физических качеств. Для каждого упражнения в комплексе определяется место – «станция». Обычно в круг включают 8-10 «станций».

25. Раскройте роль систематических занятий и индивидуального планирования нагрузки в адаптации физиологических систем к двигательной активности.

Адаптация целостного организма к новым условиям среды, в том числе к высоким физическим нагрузкам, обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными в пространстве и времени и соподчиненными между собой специализированными функциональными системами.

Наиболее эффективный способ коррекции процесса адаптации - это оптимизация самой начальной стадии. Это такие пути.

1. Поддержание исходного высокого функционального состояния организма

(как физического, так и эмоционального).

2. Соблюдение ступенчатости при адаптации к новым условиям (природно- климатическим, производственным, временным), а также при переключении с донного вида деятельности на другой, т.е. постепенное вхождение в новую среду и в любой труд. Соблюдение этого условия позволяет включаться без перенапряжения физиологическим системам организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Такая стратегия способствует сохранению ресурсов организма, уменьшению платы за адаптацию.

3. Организация режима труда, отдыха, питания с учетом не только возрастных и половых особенностей человека, но и природно- климатических (сезоны года, температурный режим, содержание кислорода в атмосфере) условий.

4. Необходимое для обеспечения долговременной адаптации человека в экстремальных условиях поддержание не только достаточно высокого уровня физического состояния, но и характера социально значимой мотивации и сохранения здорового морального климата в коллективе.

Систематичность выполнения физических упражнений обеспечивает переход срочных приспособительных реакций в долговременную адаптацию. В основе долговременной адаптации лежит усиленный адаптивный синтез белка, ведущий к увеличению мощности функционирующих клеточных структур. Эти изменения происходят главным образом в восстановительном периоде после повышенной физической активности. Именно в этот период наблюдается возрастание энергетических потенциалов организма - суперкомпенсация энергетических ресурсов, затраченных во время физической активности. Если же через определенный период двигательная нагрузка не повторяется, усиленный синтез белка выключается и заменяется расщеплением тех белков, которые интенсивно синтезировались, т. е. возвращается исходное состояние, устраняются сверхвосстановленные запасы источников энергии. Словом, положительный эффект отмечается только тогда, когда действие одного занятия сочетается с действием следующего, новые занятия начинаются с фона, характеризующегося повышенным объемом клеточных структур и суперкомпенсацией энергетических ресурсов. Радость от двигательной активности и бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений основываются на усиленном образовании в организме нейропептидов-эндорфинов и энкефаминов. Долговременная адаптация к определенному повторяющемуся воздействию нагрузки связана с развитием клеточных структур, но лишь при постоянном увеличении нагрузки. Если же она остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится малоэффективным; двигательная активность требует использования лишь части повышенных резервов клеточных структур и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому необходимость в постепенном увеличении физической нагрузки - важное условие организации оздоровительной направленности физкультуры. Нарушение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого оздоровительного эффекта, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Лишь строго индивидуальный подход к постепенному повышению нагрузки обеспечит успех. Индивидуальная регламентация физических нагрузок предусматривает правильный выбор упражнений по их направленности, объему и мощности воздействия.

Принцип индивидуальности - Адаптация разных испытуемых к одной и той же программе нагрузок будет разной. Колебания интенсивности клеточного развития, обмена веществ, а также нервной и эндокринной регуляции также обусловливают значительные индивидуальные различия. Именно эти различия объясняют, почему у одних людей наблюдаются значительные улучшения после занятий по данной программе тренировочных нагрузок, а у других после такой же программы улучшения минимальны или их вообще нет. Именно поэтому любая программа тренировочных нагрузок должна учитывать специфические потребности и способности отдельных испытуемых.

26. Перечислите возрастные группы детей дошкольного возраста. Укажите особенности средств и методов физического воспитания дошкольников. Приведите тесты для определения уровня развития физических качеств дошкольников.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразде­ляется на следующие периоды: новорожденный — первые 4 недели жизни; грудной (младенческий) — до 1 года; ранний детский — от 1 года до 3 лет; дошкольный — от 3 до 6 (7) лет. По организационно-педагогическим признакам: тоже, тоже, 2-3 года - ранний дошкольный, 4-5- средний дошкольный, 6-7 – старший дошкольный. Средства ФВ детей раннего и дошкольного возраста. ФУ. Наиболее ши­рокое применение получили следующие ФУ: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бес­сюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы сп. уп­р-й.Основная гимнастика включает в себя: 1) ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без пред­метов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла­зание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражне­ния (построения и перестроения, повороты, размыкания и смы­кания); 4) танцевальные упражнения. Характерной особенностью этих упражнений является их избирательная направленность, т.е. можно Упражнения основной гимнастики в наибольшей степени способствуют формированию умений владеть своим телом, согласованно выпол­нять различные сложные движения.Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. В про­цессе игры происходит не избирательное, как в основной гимна­стике, а комплексное развитие физических качеств. Следователь­но, осуществляется и комплексное совершенствование всего дви­гательного аппарата, всех систем организма. Начиная с пятилетнего возраста в состав средств ФВ дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. Это упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различ­ные игры с мячом и др. Они направлены на решение оздоровительных и образова­тельных задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности. Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы тер­морегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Со­четание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека. Гигиенические факторы. Это соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физ. развития. Методические особенности ФВ детей раннего и дошкольного возраста. Существует две формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста: 1) государственная (дет­ские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет); 2) самоде­ятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье.Государственная форма организации ФВ является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные детские учреждения. Физк. занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с Программой воспитания и обу­чения в детском саду (раздел «ФВ»), где оп­ределены задачи, содержание и формы организации ФУ. Физкультурные занятия проводят воспитатели и ин­структоры-методисты по ФК. Основу двигательной активности детей до 2 лет должны состав­лять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакал­кой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Заня­тия ФУ проводятся 2—3 раза в неделю.На занятиях с детьми 2—3 лет большое значение придается ме­тодам использования слова и наглядного действия. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, ши­роко используются образные задания, имитации. Физ. нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. В 3—4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130—140 уд./мин, в 5—7-лет­нем — не менее 140—150 уд./мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лаза­ния, равновесия и др. В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспи­тания практически всех физических качеств. В первую очередь сле­дует обращать внимание на воспитание координационных спо­собностей, в частности на такие компоненты, как чувство равно­весия, точность, ритмичность, согласованность отдельных дви­жений. Скоростные способности воспитываются путем выполне­ния простых двигательных действий, обычно в игре. При воспита­нии силы и силовой выносливости прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражне­ния, отягощенные собственным весом тела (приседания, лаза­ние, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Уп­ражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.В основе планирования процесса физической и двигательной подготовки дошкольников 3—6 лет должны лежать следующие основные положения: 1. весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным для развития физических качеств и формирования основных дви­жений. Следовательно, итоговый результат физической и двига­тельной подготовки дошкольников зависит от последовательных из года в год успехов ребенка; 2. основной методической особенностью планирования дан­ного процесса является наличие этапов акцентированного воз­ действия на определенное качество. Целесообразная длительность этих этапов до 1 месяца. При этом специализированные физиче­ские упражнения или подвижные игры должны занимать от 50 до 70% общего объема времени двигательной активности. Тесты: коорд. спос. 1) метание малого мяча в гориз. цель с раст 3м, отклон от цели в см 2.равновесие: стойка босиком на одной ноге, сек. Скор-сил: прыжки в длину с места, см.Гибкость: наклон вперед из положения сидя, смСиловые: вис на согнутых руках на перекладине, сек; поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (колич. повторов за 30 сек.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: