Физиологическая характеристика восстановительных процессов. Закономерности восстановления работоспособности

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление изменен­ных при работе функций организма называются восстановительными; Время же, в течение которого происходит восстановление, называется восстановительным периодом.

Восстановительные процессы происходят не только после окончания той или иной деятельности, но и непосредственно при ее выполнении. Однако во время работы процессы диссимиляции все же преобладают над процессами ассимиляции. Нарушение баланса этих процессов выражено тем резче, чем больше интенсивность работы и чем меньше подготовлен к ней организм. Только при длительной работе, характеризующейся устойчивым состоянием, устанавливается динамическое равновесие между расщеплением богатых энергией веществ и их ресинтезом.

Однако и при этой работе, в конце концов, процессы диссимиляции начинают преобладать, что ведет к понижению работоспособности.

В восстановительном периоде устраняются изменения во внутренней среде организма, часто возникающие при мышечной деятельности, возвращаются к исходному уровню возбудимость, лабильность и другие показатели функционального состояния тканей, повышается работоспособность.

Восстановительные процессы протекают волнообразно, в несколько фаз. Принято различать раннюю и позднюю фазы восстановления.

Ранняя фаза восстановления после легкой работы заканчивается через не­сколько минут, после тяжелой - в течение нескольких часов. Поздние же фазы восстановления заканчиваются через несколько суток после произведенной работы. Сразу после окончания деятельности работоспособность в связи с утом­лением понижена. Этот период восстановления называется фазой пониженной работоспособности. В дальнейшем работоспособность восстанавливается и, продолжая нарастать, становится выше исходной. Этот период называют фазой повышенной работоспособности. Через некоторое время после этого работо­способность постепенно вновь снижается до исходного уровня.

Длительность фаз пониженной и повышенной работоспособности зависит от степени тренированности и от особенностей выполняемой работы. У менее тренирован­ных лиц фаза пониженной работоспособности длиннее, чем у более тренированных.

Динамика восстановительных процессов определяет готовность к повторной деятельности. Наиболее точным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы, которая может быть выполнена человеком. Но к условиях спортивной практики этот прием не всегда применим. Поэтому восстановление работоспособности в данных условиях принято судить по динамике восстановления различных физиологических показателей. Одни исследователи считают наиболее целесообразным изучать восстановление двигательных функций, другие - восстановление показателей сердечно-сосудистой системы и энергетики организма. Результаты при этом получаются разные, так как восстановление отдельных функций зависит от особенностей работы и не каждая из них может быть критерием восстановления общей работоспособности. Например, после выполнения статических уси­лий восстановление силы кисти происходит быстрее, чем восстановление вы­носливости, от которой зависит объем выполняемой работы. После динамической работы максимальной интенсивности восстановление работоспособности лучше всего коррелирует с восстановлением легочной вентиляции и потребле­ния кислорода и хуже - с восстановлением сердечного ритма- При работе субмаксимальной интенсивности для восстановления работоспособное! и большое значение имеет ликвидация кислородного долга. Кислород же необходим для ресинтеза энергетических запасов, использованных при работе. Наличие кислородного долга служит показателем неполного восстановления этих запасов.

Ликвидация кислородного долга происходит в течение различного времени. Это зависит от величины долга и интенсивности процессов восстановления,

Но каким бы большим ни был кислородный долг, ликвидация его обычно продолжается не более 1,5-2 часов. Однако, несмотря на погашение кислородного долга, потребление кислорода длительное время может быть выше исходной величины. Это обусловлено увеличением интенсивности окислительных процессов в восстановительном периоде. Расход энергии при этом повышен. Усиление окислительных процессов в послерабочем периоде ведет к относительно более резкому снижению оксигенации крови при задержке дыхания.

Частота сердцебиений и минутный объем крови резко снижаются уже в первую минуту после окончания работы. Но дальнейшее урежение сердечного ритма происходит относительно медленно, затягиваясь иногда на многие часы. Кровяное давление, как правило, быстро возвращается к исходному уровню. Иногда оно становится даже ниже дорабочих величин, что зависит от сохраняющегося после работы расширения сосудистого русла.

Большое значение для восстановления работоспособности имеет нормализация внутренней среды организма.

Восстановление рh крови и ее щелочных резервов зависит от длительно­сти и интенсивности работы. Например, после бега на 200 и 10000 м эти показатели восстанавливаются быстрее, чем после бега на 400 и 5000 м.

Восстановление форменных элементов крови происходит очень медлен­но. Напри мер, лейкоцитоз и сдвиги в лейкоцитарной формуле после напряжен­ной работы ликвидируются в течение 2-3 суток. Такова же длительность миогенного тромбоцитоза. При напряженной работе, характеризующейся эмоцио­нальным возбуждением, количество эозинофилов в крови резко уменьшается. Восстановление этих клеток происходит в течение 1 -2 суток.

Длительность восстановления отдельных физиологических показателей и работоспособности организма в целом зависит от степени тренированности и возраста человека, от его эмоционального состояния и многих других факторов.

Особенности восстановительных процессов должны приниматься во внимание при организации занятий физическими упражнениями, В частности, они необходимы для рационального планирования тренировочных нагрузок и выступлений на соревнованиях.

Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Тогда тренированность организма развивается наиболее интенсивно- При слишком коротких интервалах отдыха повторные нагрузки выполняются при еще сниженной работоспособности. Работа в таких условиях очень трудна и может вести к переутомлению. Но повторная деятельность с коротки­ми интервалами отдыха в ряде случаев необходима. При этом, например, наиболее интенсивно нарастают запасы креатинфосфатов, что играет важную роль в развитии быстроты и скоростной выносливости.

Слишком длинные интервалы отдыха между повторными нагрузками снижают эффективность тренировки. Повторная деятельность в этих случаях выполняется при уже снизившейся работоспособности, что не стимулирует ее дальнейшего развития. Повышение работоспособности, вызванное мышечной деятельностью, должно подкрепляться последующей работой. Если этого не происходит, то работоспособность снижается до исходного уровня и дальнейшие прогрессивные изменении в организме могут приостановиться.

Длительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями на тренировках, длительность тренировочных циклов и повторные выступления на соревнованиях должны планироваться с учетом того, что эффективность последующей работы будет больше тогда, когда утомление от предыдущей деятельности уже почти ликвидировано, а положительное последействие этой работы еще сохранено.

О наступлении этого наиболее выгодного для последующей работы мо­мента судят по динамике восстановления некоторых физиологических функ­ций. Например, после скоростного бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5-8 минут. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени еще сохраняется на высоком уровне. В связи с ликвида­цией кислородного долга и сохранением повышенной возбудимости этот интервал, равный 5-8 мин., и будет оптимальным для повторения скоростной работы. С увеличением длительности работы при прочих равных условиях соот­ветственно удлиняются и необходимые интервалы отдыха.

В спортивной практике используются различные приемы и средства, ускоряющие восстановительные процессы. В качестве одного из таких средств применяется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено И.М. Сеченовым. Он показал, что более быстрое восстановление работоспособности утомленной конечности происходит не при полном ее покое, а при работе другой конечности. Факты, обнаруженные И.М. Сеченовым, объясняются особенностями восстановительных процессов, протекающих в центрах, и межцентральными отношениями, возникающими при активном отдыхе. После утомительной работы руки центры, иннервирующие её мускула­туру, приторможены. При последующей работе левой руки возбуждение в центрах ее мышц усиливает торможение в центрах правой конечности (по механизму отрицательной индукции). Это способствует восстановлению работоспособности правой руки.

Но такие благоприятные межцентральные отношения возникают при активном отдыхе не всегда. В некоторых случаях возбуждение центров работающих мышц иррадиирует в «отдыхающие» центры, что задерживает протекающие там восстановительные процессы. Особенности межцентральных отноше­ний при активном отдыхе зависят от степени подготовленности человека к выполняемой работе. Например, при непривычной работе правой рукой работа левой в целях активного отдыха не дает положительного эффекта. По мере же развития тренированности преимущество активного отдыха перед пассивным становится более ярким. Это объясняется тем, что при непривычной работе ак­тивный отдых вызывает иррадиирование процессов возбуждения с рабочих центров на «отдыхающие». Упражнения, применяемые с целью активного отдыха, могут быть разные. Чаще для активного отдыха утомленных мышц производят работу другими мышцами. В некоторых случаях процессы восстановления можно ускорить продолжением той же работы, снизив се интенсивность. Например, в интервалах между скоростным бегом рекомендуется медленный бег или ходьба.

Кроме активного отдыха для более быстрого восстановления работоспо­собности применяют вдыхание газовых смесей, богатых кислородом, водные процедуры, массаж и другие раздражители умеренной силы.

Вдыхание воздуха, содержащего 65-75% кислорода, ускоряет ликвида­цию кислородного долга. В некоторых случаях рекомендуется пребывание в специальной палатке, воздух которой обогащен кислородом. Водные процеду­ры оказывают благоприятное действие на центральную нервную систему. Это объясняется тем, что афферентные импульсы от рецепторов кожи вызывают новые очаги возбуждения в определенных отделах мозга и этим способствуют установлению оптимальных межцентральных отношений.

Механизм воздействия массажа такой же, как и при водных процедурах. Афферентные импульсы от кожи и мышц изменяют функциональное состояние центральной нервной системы. Особенно эффективным для усиления интен­сивности восстановительных процессов оказывается вибрационный массаж. Восстановительные процессы протекают у человека интенсивнее при наличии положительных эмоций. Прием кофеина, чая, кофе, шоколада и др. возбуждающих средств укорачивает время восстановления.

Витамин В1 нормализует нервную деятельность и способствует установлению баланса процессов возбуждения и торможения.

32. Дайте определение термину «спортивная тренировка». Перечислите средства и методы спортивной тренировки, дайте им краткую характеристику.

Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов. Средства спортивной тренировки: 1. избирательные соревновательные упражнения; 2. специально подготовительные упражнения (подводящие, развивающие); 3. общеподготовительные упражнения. Методы спортивной тренировки: А. Практические методы упражнения: 1. строго регламентированные: а) стандартные – вариативные; б) непрерывные – интервальные; в) моделирования: целостного-частичного; г) обучения: целостно-конструктивные, расчленено-конструктивные; д) избирательного и комплексного воздействия; е) круговой: интенсивный-экстенсивный. 2. игровой. 3. соревновательный. 4. искусственно созданной управляющей среды и тренажеров. Б. общепедагогические: 1. словесные – рассказ, описание, беседа, анализ, задание, оценка, команда, подсчет, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка. 2. наглядный – показ, демонстрация, кино-видеоматериалы, плакаты и макеты, ориентирование, лидирование (свето-звуко-механические), срочная информация с обратной связью.

Дайте характеристику процессу обучения двигательным действиям перечислите основные этапы обучения, их особенности, основные средства и методы, которые применяются на данных этапах. Укажите предпосылки обучения двигательным действиям.

Обучение — это целенаправленный, систематический и орга­низованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание. Учение — это деятельность обучаемого по овладению знания­ми, умениями и навыками.Разнообразные двиг. действия формируются в течении жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать разл. характер. Процесс образования и сов-ия ДД в таких условиях принято представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действиях к умению выполнить, от умения к навыку. Обучение ДД вкл. в себя общий логический проект действия, исходящий из понимания сути решаемой задачи, и основные опорные точки программы её реализации. В рез-те формирования ДД возникает первоначальное двигательное умение – представляет собой одну из типичных форм реализации двиг. возможностей от человека, кот. выр-ся в способности осущ. ДД на основе неавтоматизированных целенаправленных операций. В результате двиг. умение автоматизируется, превращается в двиг. навык. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах. Основные задачи. 1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения, 2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся.В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни­ки действия, физ. подготовленности занимающихся дви­гательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. Освоение действия может протекать без ошибок и с появлени­ем ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошиб­ки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения. Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от: 1) степени сложности техники изуча­емого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использо­вать положительный эффект переноса навыков. 2. Этап углубленного разучивани я. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение. Основные задачи.. 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, не­обходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, зву­ковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод сло­весного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволя­ет более углубленно познать технику изучаемых действий.На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств: 1. Применяются упражнения для укрепления мышечной систе­мы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двига­тельного действия. 2. Используются подводящие упражнения, которые подготав­ливают к освоению основного действия путем его целостной ими­тации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Под­водящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упраж­нения имели возможно большее сходство с основной частью изу­чаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов раз­бег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вме­сто преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета. 3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготов­ленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забы­вание ранее выученного движения и эффект воздействия их сни­зится.Эффективность использования различных упражнений (подго­товительные, подводящие, имитационные) достигается при чет­ком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упраж­нения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и само­контроль выполнения.В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования. Основные задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.). 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык. В целях совершенствования движений применяют метод. приемы: повышение высоты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: