Физиологические закономерности развития двигательных навыков

В процессе жизнедеятельности человека формируется различные двигательные навыки, составляющие основу его поведения.

Двигательные навыки - это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться бес сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи. Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными знаниями. У человека, это стремление к удовлетворению определенной социальной потребности. Оптимальный уровень мотивации и эмоции способствует усиленному освоению двигательной задачи и ее решению. На первом этапе формировании двигательного навыка возникает замысел действий, осуществляемый ассоциативными знаниями коры больших полушарий. В начале это лишь общее представление о двигательной задаче, которое возникает, либо при показе движения другим лицом (тренером), либо после словесной инструкции. Формирование такой наглядно-образной модели складывается из образа ситуации в целом и образа тех мышечных действии, которые необходимые для достижения цели. Имея представления о требуемой модели движения, человек может осуществить ее различными мышечными группами. На втором этапе обучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом отличаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия Генерализации, 2) стадия концентрации, 3) стадия стабилизации и автоматизации

Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, с одной стороны, из врожденных движений, а с другой из двигательных актов складывающихся в результате специального обучения на протяжении жизни. Тренируемость, т.е. овладение новыми формами двигательных актов путем обучения, обеспечивается пластичностью нервной системы, что передается по наследству. Тренируемость у разных лиц выражена неодинаково. Поэтому надо учитывать морфологические особенности, состояние вегетативных функций и специфическую тренируемость, которая свойственна тому или иному виду двигательной координации в упражнении. Также важно выделить возрастные (сенситивные) периоды в жизни, когда тренируемость в данном виде особенно высока.

Физиологическим механизмам, благодаря которому формируются новые двигательные действия, являются временные связи, возникающие условно-рефлекторным путем. Это сенсорные условные рефлексы, в которых ответная реакция на афферентный сигнал является безусловной или ранее приобретенной. Но при двигательном акте оперативные временные связи. Формирование двигательного навыка сопровождается образованием временных связей, способствующих более эффективному обеспечению движений функциями вегетативных органов. Моторные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В простых навыках раньше формируется двигательные компоненты, а в сложных вегетативные. В процессе формирования двигательного навыка отдельные фазы движения складывается в цепь определенного динамического стереотипа. Динамический стереотип является характерным для тех навыков, в которых эта последовательность может протекать по определенному стандарту (циклические движения).

Двигательная деятельность человека характеризуется большой вариативностью. Экстраполяцией является способность нервной системы на основе имеющегося опыта, адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Она характерна не только для новых, но и привычных двигательных актов. Способность человека к экстраполяции в небольшой степени обусловлена генетически и в значительной – образованием временных связей. Развитие у спортсмена способности к экстраполяции позволяет ему лучше бороться с действиями сбивающих факторов. Становление двигательного навыка идет в несколько стадий: 1. иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу лишних мышц. 2. концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение лишнего мышечного напряжения и появление стереотипности движения. 3. стабилизация навыка, совершенствуется координация и автоматизация навыка.

Устойчивость навыка и длительность его сохранения зависят от типа НС. Поэтому тренировки должны быть без длительных интервалов. При формировании двигательного навыка имеют место и афферентные (обратимые) связи, которые называют сенсорными коррекциями. Это внутренние обратимые связи. Но для формирования двигательного навыка важна и сторонняя информация, которая является «срочной».

Двигательный акт на всех стадиях связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов: мотивация, памяти обстановочной информации, пусковой информации.

Автоматизация двигательного навыка - выполнение его без участия сознания.

Двигательная память – зависит от эмоциональности занятий, от наследственных данных, от величины интервалов отдыха и от функционального состояния.

Программирование – создание очередности фаз, ритмичности движения и пространственного рисунка движения.

Перечислите и кратко охарактеризуйте методы разучивания двигательного действия. Укажите их разновидности, методические особенности использования методов, приведите примеры из практики.

Методы разучивания по частям:

· расчленено-конструктивный метод;

· метод избирательного воздействия.

Эти методы облегчают освоение техники, уменьшают количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающихся. Основа – система подводящих упражнений, последовательное изучение которых подводит обучаемого в конечном итоге к освоению двигательного навыка в целом. Применение подводящих упражнений позволяет постепенно усложнять движение, изменяя условия его воспроизведения, исходное положение, динамику. Большое количество подводящих упражнений делают занятия более разнообразными, а процесс обучения – более интересным. На начальных этапах раздельный метод психологически мотивирован, так как освоение простейших движений делает занятие интересным тогда, когда у занимающихся есть уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.

Методы разучивания в целом:

· целостно-конструктивный метод;

· метод сопряжённого воздействия.

Эти методы применяются на завершающих этапах освоения техники, после изучения её элементов (например: плавание в полной координации). Совершенствование техники плавания осуществляется только путём целостного выполнения плавательных движений. В начале разучивание техники двигательного навыка в целом осуществляется в облегчённых условиях. Затем, по мере освоения техники, чередуют плавание в облегчённых и в обычных условиях, постепенно переходя на плавание в полной координации.

Методы:

1. разучивание действия в расчленённом виде с последующим объединением его в целое;

2. разучивание действия в целом с избирательным вычленением деталей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: