Охарактеризуйте физиологическое значение учета возрастных особенностей развития физических ачеств занимающихся физической культурой

Физ.развитие, как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить. В силу этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития, за время которых время и функции организма претерпевают существенные изменения. Развертываясь по естественным законам, процесс физ развития чел одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием.

Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости - имеет большое значение. Под двигательной функцией мы понимаем совокупность физических качеств, двигательных навыков и умения детей, подростков и взрослых. Двигат функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды. Физическими качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Физиологическими предпосылками воспитания физического качества быстроты в младшем школьном возрасте служит постепенное повышение функциональной подвижности и возбудимости нервно- мышечного аппарата, а также интенсивное развитие способностей к выполнению быстрых движений отдельными частями тела (кистью, рукой).Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно- силовых упражнений, пробеганием коротких (50-60 м.) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега.Следует иметь ввиду, что применение скоростно- силовых и спринтерских упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного периода- в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков. К 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, обеспечивающих прирост быстроты, снижаются. В связи с этим несколько уменьшается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений.В старшем подростковом и юношеском возрасте принципиального изменения в средствах формирования быстроты не происходит. Наблюдается лишь количественные изменения: длина пробегаемых отрезков увеличивается до 80-100 метров, растет объем скоростно-силовых упражнений. К подростковому и в особенности к юношескому возрасту, в следствии относительно высокой морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата, создаются благоприятные возможности для развития силы. У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести также качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата - высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдается ввозрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно- временных характеристик движения. Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детейВ подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают появление специфических для определенного вида спорта качеств. И все-таки основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах.

41. Перечислите и кратко охарактеризуйте методические принципы физического воспитания. Укажите требования к реализации данных принципов. Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспита­ния. Систематическое воздействие ФУ на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. 1. Принцип сознательности и активности. Назначение принципа сознательности и активности в ФВ состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к ФСД, а также побуждать их к оптимальной активности. Сознательность — это способность человека правильно разби­раться в объективных закономерностях, понимать их и в соответ­ствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой созна­тельности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профес­сиональных качеств личности. Для успеха ФВ важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. Активность — это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и ре­зультат сознательного усвоения З, У и Н. Из данного принципа вытекают следующие требования. 1.Постановка цели и задач занятия и осознание их занимаю­щимися. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе. 2.Осознание способов и возможностей применения приобре­тенных знаний, умений, навыков в практике жизни. 4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого ак­тивного отношения к процессу физического совершенствования.

2. Принцип наглядности. Принцип наглядности обязывает строить процесс ФВ с широким использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в процессе ФВ осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и дви­гательная. Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных ви­деофильмов и др.) содействует главным образом уточнению про­странственных и пространственно-временных характеристик дви­жений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и рит­мических характеристик двигательных актов. Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания.

3. Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации в физическом вос­питании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов ФВ возможностям зани­мающихся. При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки и определена мера доступности заданий. Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:1) объективные показатели: — показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.); — показатели тренированности (динамика спортивных резуль­татов, динамика роста физических качеств и технической подго­товленности, МПК,
ЖЕЛ и др.); 2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, же­лание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.). Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соеди­нить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризую­щие общие особенности данного контингента занимающихся (груп­пы, команды). Ко второй — индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с дина­микой общих и индивидуальных изменений в процессе ФВ. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов ФВ.

1. Принцип систематичности заключается в следующем: - непрерывность процесса и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом; - повторяемость и вариативность; - последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

4. Принцип динамичности заключается в следующем: - регулярное обновление материала занятий; - увеличение объема и интенсивности нагрузок; - обеспечение постепенности, прочности и др. методических условий возрастания требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: