Рассмотрите формирование двигательных навыков с позиции теории функциональных систем. Опишите основные стадии их формирования

В процессе жизнедеятельности человека формируется различные двигательные навыки, составляющие основу его поведения. Развитие двиг.навыка различно от пола. У мужчин лучше развивается сила, скорость, скоростно – силовые качества, у женщин – гибкость, ловкость, координация. Физиол.основа формирования двиг.навыка заложена Сеченовым и Павловым. В основе их учения лежит рефлекторная теория возникновения двиг.навыка. После них Гейнштейн ввёл понятие о программировании, Фарфель добавил понятие автоматизма, Анохин ввёл понятие функциональной системы, в которую входит система управления, система движения и жизнеобеспечения. Двигательные навыки - это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи. Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными знаниями. На первом этапе формировании двигательного навыка возникает замысел действий, осуществляемый ассоциативными знаниями коры больших полушарий. В начале это лишь общее представление о двигательной задаче, которое возникает, либо при показе движения другим лицом (тренером), либо после словесной инструкции. Формирование такой наглядно-образной модели складывается из образа ситуации в целом и образа тех мышечных действии, которые необходимые для достижения цели. На втором этапе обучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом отличаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия Генерализации: происходит иррадиация нервных процессов из очага возбуждения и генерализация возбуждения, формирование генерализованных ответных реакций с вовлечением мышечных групп; 2) стадия концентрации: уменьшение генерализации возбуждения и формирование концентрации процессов возбуждения в определённых зонах коры, улучшение межмышечной координации и выработка стереотипа движений; 3) стадия стабилизации навыка, запоминание, программирование и автоматизация движения. Тренируемость у разных лиц выражена неодинаково. Надо учитывать морфологические особенности, состояние вегетативных функций и специфическую тренируемость, которая свойственна тому или иному виду двигательной координации в упражнении. Важно выделить возрастные (сенситивные) периоды в жизни, когда тренируемость в данном виде особенно высока. Физиологическим механизмам, благодаря которому формируются новые двигательные действия, являются временные связи, возникающие условно-рефлекторным путем. Это сенсорные условные рефлексы, в которых ответная реакция на афферентный сигнал является безусловной или ранее приобретенной. Но при двигательном акте оперативные временные связи. Формирование двигательного навыка сопровождается образованием временных связей, способствующих более эффективному обеспечению движений функциями вегетативных органов. Моторные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В простых навыках раньше формируется двигательные компоненты, а в сложных вегетативные. В процессе формирования двигательного навыка отдельные фазы движения складывается в цепь определенного динамического стереотипа. Под динамическом стереотипом понимается функциональных характер, т.е. образование, закрепление, угасание. Дин. стереотип позволяет оперативно адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. После закрепления динамического стереотипа - выполнение двиг. навыка протекает стандартно. Дин. стереотип > характерен для циклических движений. В единоборствах и сп. играх он образуется при выполнении отдельных эл-тов. В сложных комбинациях он не образуется, т.к. спортсмен в зависимости от ситуации быстро импровизирует новое движение. Это явление называется экстраполяцией. Экстраполяция - способность нервной системы на основе имеющегося опыта, адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Она характерна не только для новых, но и привычных двигательных актов. Способность человека к экстраполяции в небольшой степени обусловлена генетически и в значительной – образованием временных связей. Развитие у спортсмена способности к экстраполяции позволяет ему лучше бороться с действиями сбивающих факторов. Устойчивость навыка и длительность его сохранения зависят от типа НС. Поэтому тренировки должны быть без длительных интервалов. При формировании двигательного навыка имеют место и афферентные (обратимые) связи, которые называют сенсорными коррекциями. Это внутренние обратимые связи. Но для формирования двигательного навыка важна и сторонняя информация, которая является «срочной». Двигательный акт на всех стадиях связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов: мотивация, памяти обстановочной информации, пусковой информации. Автоматизация двигательного навыка - выполнение его без участия сознания. Двигательная память – зависит от эмоциональности занятий, от наследственных данных, от величины интервалов отдыха и от функционального состояния. Программирование – создание очередности фаз, ритмичности движения и пространственного рисунка движения. Без него не возможно освоение движения. Необходимо многократное повторение движений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: