Охарактеризуйте методику определения физической работоспособности по пульсовой стоимости упражнения и восстановления

Пульсовая стоимость упражнения (ПСУ) пульсовая стоимость восстановления (ПСВ)

1. С помощью прибора «Микролюкс» определяется исходное ЧСС после предварительного пребывания (3-5 минут) в положении сидя.

2. Выполняется велоэргометрическая нагрузка мощностью 50 вт (скорость вращения педалей 45 оборотов) в течение 5 минут. В конце каждой минуты работы считываются показания ЧСС с экрана «Микролюкс» и заносится в протокол исследования.

3. После выполнения работы на велоэргометре обследуемый пересаживается на стул, где исследование ЧСС продолжается в течение 5 минут восстановительного периода. Результаты поминутного исследования ЧСС также заносятся в протокол исследования.

4. ПСУ рассчитывается = ∑ЧСС за 1-5 мин работы – ЧСС покоя*5 мин

5. ПСВ = ∑ЧСС за 1-5 мин восст. – ЧСС покоя*5 мин

6. Рассчитывается рабочая стоимость пульса: РСП = ПСУ + ПСВ.

7. Проводится исследование второго обследуемого с более высокой квалификацией того же вида спорта или другого с целью сравнения

Укажите цель этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия. Перечислите задачи и особенности методики закрепления двигательного навыка. Укажите основные ошибки, возникающие на данном этапе и пути их исправления. Укажите, каким образом осуществляется контроль и оценка на данном этапе.

Решаемые задачи. На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый целевой результат, намечаемый в преде­лах относительно завершенного цикла обучения отдельно взятому действию. В рассматриваемом случае это предполагает, кроме прочего, такую отработку действия, которая приводит к образова­нию прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. 1) довести процесс освоения всех сторон действия (ориентиро­вочной, собственно исполнительной и контрольной) до уровня превращения умения в навык; 2) обеспечить необходимую степень стабильности и вариатив­ности двигательного навыка, надежности и экономичности техники действия; 3) гарантировать необходимое соответствие между техниче­скими характеристиками движений и двигательного уровнем развития двига­тельных качеств (способностей) применительно к условиям эффек­тивного использования действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности. Реализация пере­численных задач связана с существенными преобразованиями как ООД, так и механизмов непосредственного управления движе­ниями. ООД в этой стадии формирования действия как бы сверты­вается — часть «опорных точек», на которых ранее концентриро­валось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что, однако, не исключает возможности вновь брать их под со­знательный контроль, коль скоро этого требуют обстоятельства), закрепляется динамическая стереотипия в построении движений, действие автоматизируется в определенных операциях и вместе с тем остается целенаправленным. Эти процессы превращения двигательного умения в навык внутренне противоречивы. Если нарушается мера в соотношении стереотипности и вариативности, осознанности и автоматизированности движений, формируемы указанные задачи, необходимо, следовательно, обеспечить целесообразное соотношение этих различных сторон навыка, с тем, чтобы он был стабильным и динамичным, в достаточной степени автоматизиро­ванным и вместе с тем вполне управляемым разумом. Не менее важно обеспечить становление навыка в единстве с й навык оказывается неполноценным. Решая совершенст­вованием двигательных качеств, требующихся для эффективного выполнения действия (иначе навык окажется пригодным лишь при заниженном уровне проявления функциональных возможно­стей). Это значит, что процесс обучения действию на рассматри­ваемом этапе необходимо особенно тесно сочетать, органически соединяя, с воспитанием двигательных способностей, чтобы гаран­тировать надежность и вариативность техники движений наряду с заданным уровнем результативности действия. Типичные средства и методы. Комплекс средств и методов, используемых на этом этапе обуче­ния, в основном остается тем же, что и на этапе углубленного разучивания. Однако соотношение отдельных из них, место, отводи­мое им в этом комплексе (удельный вес), и характер применения меняются. Дополнительно вводятся новые факторы совершенство­вания действия в соответствии с логикой реализации очередных задач. Это выражается преимущественно в дальнейшем увеличении удельного веса, разнообразия и интенсивности воздействия фак­торов практической отработки действия. Применяются методы вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий действия. Возрастает и удельный вес комбинированных разновидностей методов упражнения. Шире используются также игровой и сорев­новательный методы. Многократное воспроизведение разученного целостного дейст­вия, являясь на этом этапе главным фактором становления и совер­шенствования двигательного навыка, при известных условиях служит одновременно и фактором развития двигательных качеств, определяющих его эффективность. Идеомоторное упражнение и аналогичные методы (самоанализ, самоубеждение и т. п.) используются на этом этапе не столько как способ уяснения, основ действия, сколько как способ самонастройки на совершенное выполнение его, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок. Идеомоторная настройка на действие теснее связывается с активной установкой на его результативность и санкционирующими командами — самоприказами. Определяющие черты методики. Завершающая отработка ООД. На завершающем этапе обу­чения действию обеспечивается преобразование его ориентировоч­ной основы в таком направлении, чтобы она приобрела качества, необходимые для становления и эффективного использования дви­гательного навыка. Главным при этом становится свертыва­ние ООД в определенном отношении, увеличение степени ее обобщенности, что выражается, кроме прочего, в возможности заблаговременно предвидеть ход и результат действия в различных условиях, а также все более избирательная концентрация внимания в процессе вы­полнения действия не на его деталях, а на решающих опе­рациях и переменных условиях его выполнения. Выполнение заданий по точному предвидению параметров дей­ствия. Конкретное содержание задания может состоять, напри­мер, в том, чтобы по возможности точно назвать время, которое будет затрачено на выполнение действия, скорость, с которой будет преодолена дистанция (или отрезки дистанции) в беге либо ином локомоторном упражнении, дальность прыжка или броска снаряда и т. д.; отметить после выполнения действия, насколько верен ока­зался прогноз, и в случае значительных расхождений поста­раться свести их к минимуму. При выполнении таких заданий вни­мание концентрируется не на деталях действия, а на его общей ре­зультативности, что соответствует особенностям функциониро­вания ООД в стадии навыка. Выполнение заданий по акцентированию установки на решаю­щих качественных характеристиках действия. Такого рода задания связываются как с идеомоторным упражнением, так и с факти­ческим выполнением действия. Выполнение по ходу действия дополнительных так называемых отвлекающих заданий. Эти задания способствуют переключению внимания с частных, хорошо освоенных движений и операций на обстановку действия, помогают освободить сознание от ненужной теперь сосредоточенности на них и сконцентрировать его на реша­ющих моментах и условиях достижения цели. Общая регламентация режима упражнений. Суммарное число повторений и интенсивность упражнений, обеспечивающих завер­шающую отработку действия, могут возрастать в принципе в ши­роких пределах. Конкретно же это зависит от принятой общей системы занятий, уровня совершенства действия и других условий. Пока не достигнута необходимая степень прочности навыка, не­целесообразны длительные перерывы в выполнении действия — желательно повторять его в каждом очередном занятии. Хорошо же закрепленный навык не утрачивается и при больших перерывах, что позволяет использовать «разреженную» систему упражнений для поддержания его на определенном качественном уровне. Поскольку большинство двигательных действий, являющихся предметом обучения, входит затем в состав более сложных форм двигательной деятельности (игровых, спортивных, трудовых, бытовых), то с завершением отработки отдельного действия упражнение в нем, как правило, не прекращается — оно воспроизводится так ! или иначе в совокупности с другими действиями в физическом воспитании или жизненной практике. Предупреждение и устранение ошибок; контроль. Соблюдение всех положений методики завершающей отработки действия — решающая гарантия его совершенствования на этом этапе. Практи­чески, однако, здесь все же допускаются ошибки. К наиболее распространенным из них относятся следующие. 1. Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания (как обучающего, так и обучаемого) на конт­роле за деталями действия, что тормозит целесообразную автома­тизацию его, мешает переключению внимания на общий целевой результат и условия выполнения действия. Это исключается при своевременном введении и постепенном увеличении доли управлений, выполняемых с установкой на достижение общего целевого результата, использованием методических приемов, способствующих переключению внимания на результат и переменные условия дейст­вия, включением его в игровые и соревновательные ситуации, а также снятием излишней опеки со стороны преподавателя — предоставле­нием обучаемому самостоятельности в практическом применении действия. 2. Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка, либо, наоборот, нарушение меры в варьировании уп­ражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется, недостаточно устойчивый навык. Оптимальное сочетание стандартной повторности и вариативности упражнений, направленных на отработку действия, последовательное изменение их удельного веса по мере стабилизации навыка, как уже говорилось, позволяет избе­жать этих ошибок. Если же они допущены, требуется установить, в чем именно нарушена мера, и соответственно изменить методи­ку, отдав предпочтение тем или иным формам упражнений и мето­дическим приемам, помогающим исправить отклонения, добиться необходимой стабильности и вариативности навыка. 3. Нарушение соответствия между отработкой двигательного на­выка и воспитанием двигательных качеств, что может выражаться, с одной стороны, в преждевременном и чрезмерном закреплении навыка при недостаточно высоком уровне проявления функциональ­ных возможностей организма, а с другой — в излишне форсированном увеличении скорости движений, интенсивности и продолжительности усилий, из-за чего нарушаются оправданные технические характеристики дей­ствия. Контроль за формированием навыка и совершенствованием действия в целом на заключительном этапе включает преимущест­венно определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых в решающей мере зависит его надеж­ность и эффективность. При этом используется ряд тестовых и дру­гих контрольных процедур, а также расчетные способы оценки. Общая результативность действия оценивается по­средством стандартизированных контрольных упражнений (тестов-испытаний), результаты в которых сопоставляются с табличными нормативами, и в состязаниях — с принятыми в спорте критериями достижений. На этой основе определяется, естественно, лишь самая общая внешняя результативность действия, которая весьма важна для суждения о его практической эффективности, но не выявляет отдельно основные составляющие, от которых она зависит. Один из интегральных критериев эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его общей результативности при целостном воспроизведении и так на­зываемого двигательного потенциала, оцениваемого по результа­там тестирования в упражнении, являющемся технически упрощен­ным вариантом действия. Степень автоматизации движений оценивается, в частности, по успешности выполнения упражнений, в частности по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на иные объекты и задачи, а также упражнений, связанных с ограничением зрительного и вообще экстерорецепторного контроля. О степени надежности приобретенного навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством контрольных упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: