В поисках истины

Наша официальная наука долгое время отрицала разумное начало в организации Вселенной. Это воспитывало в нас бессистемность мышления, инфантилизм, наивную веру в специалистов, которые знают все в своей области и поэтому отвечают за нас. Это как бы оправдывало нашу собственную безответственность в вопросах обеспечения как физического здоровья своего и детей, так и здоровья психического и духовного.

Чтобы уметь управлять своим организмом и обеспечивать здоровье тела и психики, необходимо иметь представление о законах, которые управляют Мирозданием и миром человека, иметь определенное мировоззрение.

Мировоззрение, то есть собственное представление об устройстве мира и своем месте в нем, складывается у человека в соответствии с тем, что он усвоил в школе, воспринял от родителей, окружающих людей, из книг и других источников информации, а главное - в соответствии с тем, как он эти знания осмыслил.

Человечество открывает все новые и новые связи в мире, и эта все возрастающая связность мира требует его активного осмысления. В процессе философского осмысливания человек ищет истину. Мой школьный учитель физики много раз повторял, что самым важным предметом изучения является философия. Главнейшая задача философии - выяснение того, что есть истина как основа связности мироздания.

В 60-х годах прошлого века Бертран Рассел в своей книге «История западной философии» сформулировал ряд вопросов, которые, по его мнению, должны определять мировоззрение современного человека.

Он поставил такие вопросы: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем представляется Гамлету?»

Это те вопросы, которые осознанно или подсознательно ставит себе большинство живущих на планете людей, особенно в юношеском возрасте. Ответы на эти вопросы каждый человек будет давать в соответствии со своим мировоззрением.

Каждый период в истории научных идей и методов познания мира является ступенью в последовательном приближении к истине о нашем существовании и ко все более точному описанию Вселенной. Этот процесс никогда не был прямолинейным и последовательным. Существует определенная цикличность в формировании научных теорий.

В древности истина понималась очень целостно. Истиной был Бог. В дальнейшем, когда начала развиваться наука, она приняла в себя только одну небольшую часть этой целостности. Истиной стало считаться то, что доказано логически и проверено на опыте.

Но за пределами этого понятия оставалось множество фактов и явлений действительности, которые не могли быть объяснены только на основе эмпирического опыта или тех законов природы, которые оказывались признанными наукой на конкретном этапе ее развития. Наука либо не хотела замечать таких явлений и фактов, либо объявляла их подделкой. Таким образом, истина оказывалась искаженной, а культура, базирующаяся на такой истине, - неполноценной.

Очевидно, что человек развивается, двигаясь по пути приближения к истине. То есть, истина должна быть целью, к которой человек стремится в своем развитии. И если наука утверждает, что истина - это только опыт и логика, то доверие к науке как носительнице истины все больше утрачивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: