Виды льгот матерям и семьям с детьми-инвалидами

· Пенсионные льготы;

· Льготы по трудовому законодательству;

· Жилищные льготы;

· Транспортные льготы;

· Воспитание и обучение детей-инвалидов;

· Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию;

· Льготы по налогообложению;

· Льготы, социальные пенсии по государственному пенсионному обеспечению и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) для детей-инвалидов.

Разработано множество национальных стандартов, регламенти­рующих порядок оказания социальных услуг детям-инвалидам. Среди них Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения социальные услуги инвалидам» от 17 декабря 2008 г., где определены социальные услуги, предоставляемые инвалидам, в том числе детям-инвалидам. Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставляемых социальных услуг.

Учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, при определении в своих положениях, уставах и других документах состава, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг инвалидам должны руководствоваться положениями настоящего стандарта.

Согласно данному стандарту виды услуг, предоставляемые детям-инвалидам делятся:

· социально-бытовые услуги;

· социально-медицинские услуги;

· социально-психологические услуги;

· социально-педагогические услуги;

· социально-экономические услуги;

· социально-правовые услуги.

Эти услуги инвалидам предоставляются при стационарном, полустационаром обслуживании, социальном обслуживании на дому[15].

Федеральный Закон от 24.07.98 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и определяет обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях[10].

Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.устанавливает и гарантирует широкий перечень видов обеспечения жизнедеятельности инвалидов. Закон определяет комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан.

Данный Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

- проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

- обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению, приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для федеральных образовательных учреждений и библиотек, для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях;

- обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, возможностью пользоваться услугами сурдопереводчиков;

- скидка 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

- воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, а также компенсации затрат родителей на эти цели. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

- приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений;

- обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользоваться услугами сурдопереводчиков (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях)[9].

В зависимости от установленной группы инвалидности в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливаются ЕДВ, размер которой в 2015 году составляет: детям инвалидам 2 123,92 руб.[9].

В соответствии с Федеральным Законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалид имеет право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний. При том, нуждающийся в лечении гражданин, должен быть внесен в Федеральный регистр и ему должны быть назначены ежемесячные денежные выплаты.

Обеспечение льготников путевками осуществляется на основании справки, выданной лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. Срок действия справки 6 месяцев.

Граждане, имеющие первую группу инвалидности и дети-инвалиды, имеют право на получение на тех же условиях две путевки и талона на проезд к месту лечения и обратно сопровождающего лица.

Семьям, имеющим детей-инвалидов предоставляется скидка не ниже 50%с:

· ежемесячной оплаты за жилое помещение (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда);

· оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда);

· стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (в жилых домах, не имеющих центрального отопления);

· абонентской платы за телефон.

Кроме того, семьи с детьми-инвалидами имеют право на первоочередное предоставление жилых помещений[7].

Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"ребёнку-инвалиду, а впоследствии и инвалиду детства устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней.

Кроме того, неработающим трудоспособным лицам полагаются также ежемесячные пособия (компенсационные выплаты) по уходу за ребенком-инвалидам в размере 60% от минимального размера оплаты труда

В отношении лиц, на содержании которых находятся дети-инвалиды, устанавливаются следующие пенсионные льготы:

· Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в общий страховой (трудовой) стаж.

· Матери ребенка-инвалида, воспитавшей его до 8-летнего возраста, страховая (трудовая) пенсия устанавливается право на досрочный выход на пенсию с 50 лет (вместо 55) при страховом стаже 15 лет.

На 2015 год установлен следующий размер социальной пенсии детям-инвалидам – 10 376,86 рублей[31].

Согласно второй части Налогового кодекса РФ (ст. 218), родителям или заменяющим их лицам, на содержании которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет (до 24 лет при обучении по очной форме с установленной инвалидностью I или II группы), полагается ежемесячно стандартный налоговый вычет в размере 3 000 руб.

Кроме того, совокупный доход, получаемый в налогооблагаемый период, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда одного из родителей (по их выбору), на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода ребенок-инвалид.

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Кроме того, инвалидам также предоставляется:

· 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года.

· право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия.

· право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутри региональных маршрутов (детям-инвалидам и сопровождающим их лицам).

В целях усиления социальной защищенности граждан, воспитывающих детей-инвалидов, 26 февраля 2013 года Президентом России подписан Указ № 175 «О ежемесячных денежных выплатах» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы», предусматривающий установление соответствующих выплат с 1 января 2013 года.

Назначение выплат осуществляется в беззаявительном порядке на основании документов, имеющихся в пенсионных делах детей-инвалидов.

Размер выплат дифференцирован исходя из родственных отношений:

· родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы — в размере 5 500 рублей;

· другим лицам — в размере 1 200 рублей.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Под образованием в Федеральном законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Специальное образование – это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования[31].

В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) общего типа:

· первоочередное устройство детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения;

· освобождение от платы за ДДУ родителей, имеющих детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии.

Кроме того, для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения Помимо этого предусматривается возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные общеобразовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». «Интеграция» означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия – это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей» [13].

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2)инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность.

С точки зрения права, «инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик» [12].

Таким образом, предоставление доступа к получению знаний детей-инвалидов, т.е. выравнивание условий получения общего и профессионального образования является ведущим направлением выравнивания возможностей на равноправное и равноценное участие в жизни общества.

Проблемы инвалидов и детей-инвалидов нашей страны и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года. Инструментом практической реализации многих вопросов в этой сфере стало внедрение приоритетных национальных проектов"Здоровье", "Образование" и принятие ряда федеральных целевых программ[46;36].

Следует отметить, что марте 2011 года Правительством РФ принята государственная целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 годы», которая направлена на улучшение услуг для инвалидов и детей-инвалидов, на обеспечение техническими средствами реабилитации, решение проблем образования и занятости инвалидов.

Итак, инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями; известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.


2.2 Инновационные технологии социальной адаптации как метод реабилитации детей-инвалидов, их сущность и содержание

Устойчивое увеличение в общей популяции числа детей с нарушениями развития определяет необходимость совершенствования системы комплексной помощи этим детям. Одной из основных задач реабилитации детей с нарушениями развития является реализация потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, их социальная адаптация и включение их в среду в качестве полноправных членов общества.

Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы.

Адаптация (лат. adaptatio – приспособление) — совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития[50;25].

Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией, его врастанием в социальный мир – это врастание предполагает активное участие как потреблении, так и передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализация заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационный процесс. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. Социальная адаптация – важнейший механизм, специфическая форма социализации человека.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде. Она обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Для адаптации детей-инвалидов необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. Социальная адаптация обеспечивает приспособление ребенка к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности[55;64].

Социальная реабилитация является частью и условием нормальной адаптации личности.

Социальная реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самого социальной среды, терпящего негативных изменений вследствие социальных причин.

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Целью реабилитации является восстановление социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация [9].

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

· восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

· профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

· социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

· физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. [54;114].

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Одним из методов реабилитации детей-инвалидов является использование инновационных технологий социальной адаптации.

Современная наука рассматривает понятие "инновация" с различных позиций:

• инновация как внедрение новейших достижений науки;

• инновация как внесение нового в уже существующие методы и формы деятельности.

В основе инноваций лежат новые знания или новое использование ранее полученных знаний; новая технология или технология новая для данной сферы применения, например новая комбинация факторов предоставления социальных услуг. По совей сути, инновации – это, то что ранее не применялось в конкретном регионе (либо учреждении), что позволяет удовлетворять современные потребности населения, повышать качество предоставления услуг [45;120].

Инновационность предполагает прежде всего мотивацию к обновлению деятельности в социальной сфере, где характер гуманитарных задач требует максимального использования всех ресурсов, включая достижения науки, техники, технологий. Инновационные процессы как процессы создания и внедрения новых способов реабилитации выступают многокомпонентным и многоэтапным механизмом реализации новых идей и сочетают в себе проявления обновленного качества реабилитационных услуг. Все многообразие этих процессов можно типологизировать по содержанию (реабилитационные, абилитационные, интеграционные, адаптационные, статусные, ролевые, нормативные); причинам (эндогенные, экзогенные, смешанного характера); объекту (направленные на совершенствование реабилитации детей, взрослых с разными причинами и тяжестью инвалидности и т.д.); субъекту (реализуемые государственными, негосударственными организациями, частными лицами); масштабу (локальные, системные).

Основные компоненты инновационных процессов – потребность в обновлении, ресурсы для нововведений, сами нововведения. Процесс развития инноваций, состоит из следующих этапов: создание новых идей, их оформление, апробация и фильтрация идей, тиражирование отобранных идей и оценка результативности нововведений. Способы функционирования инноваций – создание инновационных программ, проектов обеспечения максимально полного использования инвалидами своих физических и интеллектуальных возможностей.

Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе[31;30].

Инновационные технологии социальной адаптации детей-инвалидов помогают всесторонне развить возможности ребенка, а также социализировать его к окружающей среде и обществу.

Целью инновационных процессов социальной адаптации в системе реабилитации инвалидов является разработка и внедрение новых технологий восстановления статуса людей с ограничениями здоровья и создание условий для их успешной социализации. Инновационные процессы обеспечивают полноту использования ресурсов, максимальное использование потенциала системы, создание технологий совершенствования реабилитации. Также они способствуют адаптации общественных условий к потребностям совершенствующейся системы реабилитации.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т. д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие, социальные инновации и т. д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменение потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых –социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения; изучение мнения работников организаций с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения[50;28].

Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся социальные процессы.

Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение такие инновационные терапевтические технологии социальной адаптации детей-инвалидов как арттерапия.

Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме[41;112].

На этих свойствах искусства базируется арттерапия, для эффективной реализации которой необходимо знать ее основные личностно-реабилитационные возможности.

Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения — картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения.

Следующая инновационная технология социальной адаптации детей-инвалидов – это библиотерапия.

Библиотерапия — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача — лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения больному конфликтных, неврозоподобных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному.

Сказкотерапия – это методика, главной целью этой деятельности является развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, а также произвольной регуляции поведения. Но есть определённая специфика в использовании одинаковых технологий педагогом-психологом и социальным педагогом. Если психологи используют метод сказкотерапии с целью снижения чувства тревожности, агрессивности, уменьшения количества страхов, а также для того, чтобы способствовать пониманию ребёнком себя и эмпатическому пониманию других людей, формированию чувства ответственности за своё поведение, умения самостоятельно принимать решения, то социальный педагог применяет сказкотерапию как метод с целью расширения у ребёнка знаний об окружающем мире, развития творческого воображения, речевых навыков[50;29].

Музыкотерапия – это еще один инновационный метод реабилитации детей с ограниченной возможностью.

Музыкотерапия — использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях — улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.

Говоря об инновациях, нельзя не упомянуть о такой технологии, как телесно-ориентированная терапия. Это направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Специалисты оказывают непосредственно воздействие на определённые органы чувств ребёнка. Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние. Этот подход очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детьми, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя, атакже с агрессивными, капризными детьми. Так как в основе всех этих проявлений лежат эмоциональные трудности.

Игровая терапия – как один из видов инновационных технологий социальной адаптации детей-инвалидов. Это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами[14;56].

Игровая терапия оказывается эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Она эффективна как помощь при коррекции селективного мутизма, агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; при коррекции затруднений в чтении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей, развития детей с ограниченными возможностями и др.

Реабилитация инвалидов с помощью физической культуры, спорта, приобщения к различным видам искусства, раскрытие творческого потенциала является самыми перспективными и наглядными направлениями, поскольку позволяют сформировать потребность в физическом совершенствовании, духовном и культурном развитии, что в итоге становится важным средством их всесторонней реабилитации и социальной адаптации.

В последние годы значительно расширились рамки спортивной деятельности, предлагаемые для людей с нарушением интеллекта. В дополнение к государственной системе специального физического образования сложился опыт спортивных организаций, предлагающих широкие возможности участия в физической и спортивной жизни.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является пет-тераия. Пет-терапия (от англ. pettherapy, pet – домашние любимцы) – это система лечения больных при помощи животных (например кошек, собак, птиц, дельфинов, лошадей). Термин пет-терапия в России больше известна под названием анималотерапия или зоотерапия. С помощью пет-терапии лечат различные нервные расстройства, аутизм, стрессы, бессонницу, синдром Дауна, депрессию, разные виды зависимости, инфаркты, гипертонию, аритмию и многое другое[44;34].

Пет-терапия подразделяется на несколько видов в зависимости от используемых животных.

Канистерапия (от лат. canis – собака) – это лечение с помощью собак.

Применяется как метод вспомогательной психотерапии для некоммуникабельных людей, которым тяжело идти на контакт, развивает умственные и эмоциональные способности, а также двигательные функции. Канистерапия улучшает состояние детей, которые больны аутизмом, церебральным параличом, олигофренией и синдромом Дауна, в частности, улучшает координацию движений, память и уменьшает. Занятия с детьми проходят в форме игры, за счёт чего эффект от терапии достигается ненавязчиво для пациентов. Присутствие животных при лечении сильнее мотивирует детей на результат[44;35].

Фелинотерапия (от лат. felis – кошка) – это метод лечения и профилактики заболеваний с помощью кошек. Кошки могут оказывать эффективную помощь детям, которые страдают от различных психических заболеваний.Научные исследования доказали, что биополе кошек может очень положительно влиять на нервную систему человека, а также стабилизировать работу сердечно-сосудистой ситсемы, нормализовать давление, снимать суставные и головные боли, лечить различные внутренние воспалительные заболевания и стимулировать более быстрое заживление травм.

Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия – это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия[55;114].

В сущности, иппотерапия — есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма - физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса.

Дельфинотерапия — вид медико-психологической реабилитации. Принцип лечения основан на ультразвуковом воздействии дельфина. Физиологический эффект лечения при помощи ультразвука характеризуется значимыми изменениями в биоэлектрической активности мозга.

Дельфинотерапия хорошо комплиментарна для медикаментозного и физиотерапевтического лечения, может применяться комбинированно или в сочетании с другими реабилитационными методами. Она, как и психотерапия, неосуществима без положительного эмоционального контакта с пациентом. Во всех этих случаях срабатывает «эффект маятника».

Таким образом, существуют различные инновационные технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи со сложностью социальной адаптации детей-инвалидов значимость инновационных технологий в их реабилитации велика. Инновационные технологии помогают всесторонне развить возможности ребенка, а также социализировать его к окружающей среде и обществу, способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: