double arrow

Сеть детских учреждений социального назначения и их роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями


В Российской Федерации развивается деятельность по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов и членов их семей; по защите и продвижению прав и интересов данных категорий граждан. Так и в Чувашской Республике накоплен не маленький опыт в организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В Чувашии разработана Республиканская целевая программа «Дети Чувашии», которая пролонгирована до 2020 года. Программа состоит из 3 подпрограмм: «Здоровое поколение», «Дети и семья», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков». На защиту прав и интересов детей-инвалидов ориентировано направление «Семья с детьми-инвалидами» подпрограммы «Дети и семья», которое включает мероприятия по профилактике детской инвалидности, совершенствованию информационно-аналитического и организационно-методического обеспечения работы по социальной поддержке детей-инвалидов, их социальной интеграции и реабилитации.

В Республике существуют сеть учреждений, оказывающих услуги детям с ограниченными возможностями, которые используют инновационные технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.




Табл.3

Сеть детских учреждений социального назначения в ЧР

Виды учреждений Прошло реабилитацию
БУ ЧР «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
КУ ЧР "Специализированный Дом ребенка "Малютка" для детей с органическими поражениями ЦНС с нарушением психики"
КУ ЧР «Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

В данной таблице представлены учреждения Чувашской Республики, оказывающим помощь детям-инвалидам, также количество детей, прошедших реабилитацию в 2013-2014 годах. В соответствии статистическим данным в каждом учреждении можно пронаблюдать увеличение количества детей, прошедших реабилитацию[47].

Ведущим учреждением, оказывающим комплексную помощь детям с ограниченными возможностями, является БУ ЧР «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», на базе которого внедрены современные социально-адаптационные, лечебно-реабилитационные и психолого-педагогические технологии.

БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской предназначен для постоянного проживания детей от 4 до 18 лет и молодых инвалидов до 28 лет, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, социально-трудовой реабилитации и специальном обучении.



Реабилитация детей-инвалидов проводится через комплекс медицинских, лечебно-оздоровительных, коррекционно-воспитательных и социально-трудовых мероприятий.

В детском доме-интернате реализуется комплексная система, предусматривающая медико-социальную реабилитацию, психолого-педагогическую реабилитацию, социально-трудовую реабилитацию, социально-бытовую реабилитацию, социокультурную реабилитацию, реабилитацию методами физкультуры и спорта детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы социальной адаптации включают следующие методы: арт-терапию, изотерапию, музыкотерапию, кинезотерапию, физиотерапию, библиотерапию, трудовую терапию, агротеарпию.
Отделение психолого-педагогической помощи в Учреждении проводит психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает психологическую помощь и педагогическую коррекцию нарушений развития связанных с заболеванием.

В процессе социальной адаптации участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей воспитанника. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности воспитанника автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.



Еще одним учреждением, занимающимся реабилитацией детей-инвалидов является КУ ЧР "Специализированный Дом ребенка "Малютка" для детей с органическими поражениями ЦНС с нарушением психики" МЗСР ЧР.

В Доме ребёнка воспитываются дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырёхлетнего возраста включительно.

Всего за 15 лет в Дом ребёнка поступило 639 детей, в т.ч. временно устроенные дети- 229 детей; в связи с отказом от родительских прав- 385 детей; актом об оставлении и отобрании, оставлены в ЛПУ, сироты- 25 детей. Из Дома ребенка за последние годы усыновлено 262 ребенка, возвращены в родные семьи – 102 ребёнка, переданы в приемные семьи – 21 ребёнок, взято под опеку – 62 ребёнка.

Целью создания Учреждения является оказание специализированной медицинской помощи детям с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, воспитание детей-сирот и дети, оставшихся без попечения родителей в условиях Учреждения, проведение мероприятий по оздоровлению, реабилитации и воспитанию детей.

 
Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным биологическим и социальным анамнезом. Поэтому основная наша задача – обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие, подготовить их к жизни в обществе, облегчить социальную адаптацию. Внедряются методы Монтессори - педагогики, кондуктивной терапии, музыкотерапии, аромотерапии, в группах организуются уголки психологической разгрузки, оснащены "светлая" и "тёмная" сенсорные комнаты. В рамках проекта развивающий мир, программы Дети Чувашии 1 июня 2007г. в Доме ребёнка открыта Сенсорная комната, которая используется в следующих целях: - Для снятия эмоционального и мышечного напряжения, создания ощущения безопасности, комфорта, спокойствия. - Стимулирования активности формирования сенсорно - перцептивной чувствительности. - Фиксирования внимания и управления им. - Для проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию нарушенных функций кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов. -Развития воображения, речи. С детьми в возрасте от 1 г.6 м. до 3-х лет проводятся занятия по сказкотерапиис использованием оборудования темной сенсорной комнаты. Также в Доме ребенка работает артстудия. Здесь занимаются дети под руководством специалиста по арттерапии. В центре используются инновационные технические средства реабилитации детей-инвалидов. В 2013 году приобретены опоры для профилактики и коррекции патологических поз у детей с ограниченной жизнедеятельностью – дидактическое оборудование. В Доме ребёнка проводятся групповые и индивидуальные занятия по Монтессори-терапии. В Монтессори-терапии особенности подхода к ребенку и среды, в которой проводятся коррекционные занятия, помогают, на основании наблюдения, получить глубокие характеристики, касающиеся поведения и развития ребенка, его взаимодействия со значимыми взрослыми и другими детьми[47].

В 2002 КУ ЧР «Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» открылось отделение реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями развития с дневным пребыванием на 10 детей.

В отделении проходят реабилитацию дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет в условиях дневного пребывания. Ежегодно в отделении реабилитацию проходят около 150 детей-инвалидов.

Используются инновационные технологии, применяемые в работе с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для семей, воспитывающих ребенка-инвалида, лишенного возможности передвигаться и обучающегося на дому, эффективно используется технология «Библиотерапия».

С детьми, имеющими умственную отсталость:

- «Сказкотерапия» – тренинг эмоциональной сферы, апробация в социальных ролях, познание своего статуса, овладение коммуникативными навыками, развитие, образно-логического мышления.

- «Музыкотерапия» – терапия психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики, снятие зажимов, развитие слуха, образного мышления, расширение кругозора, общения, развитие социальной активности, профориентация.

- «Коммуникативные технологии» (использование различных моделей взаимодействия субъектов и объектов в процессе общения) - формирование коммуникативной сферы, коррекция психо-эмоциональных состояний, решение проблем социализации, развитие навыков овладения этикетом.

С детьми, имеющие заболевания ДЦП:

-«Глинотерапия» (работа с пластичным материалом) - развитие психических сенсорных функций, тренинг моторинговых функций, снятие зажимов, расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, профориентация.

- «Арттерапия» (использование различных средств изобразительного искусства) – развитие тонкой моторики, коррекция психоэмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления.

- «Иппотерапия» – развитие психоэмоциональной сферы, терапия опорно-двигательного аппарата, снятие зажимов через общение с лошадьми.

С детьми, имеющие заболевания органов слуха и зрения:

- «Песочная терапия» – развитие тактильных ощущений, снятие зажимов, стабилизация психоэмоционального состояния.

С детьми с болезнью аутизм:

- «Лекотерапия» – (реабилитация с помощью игрушек) – развитие психических сенсорных функций, тренинг эмоций, снятие зажимов, расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в пространстве.

- «Куклотерапия» – снятие страхов общения через игровые действия с куклой.

Еще одним учреждением социального назначения является Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" Минобразования Чувашии. Оно оказывает психолого-педагогическую помощь детям и подросткам, имеющим трудности в обучении, проводит психолого-медико-педагогическую экспертизу и диагностику в целях выявления несовершеннолетних, имеющих ограниченные возможности здоровья и отклонения в поведении, и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних; осуществляет комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и внедряет в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни и др.[67].

Таким образом, мы видим, что учреждения социального назначения для детей с ограниченными возможностями делают все возможное для интеграции этих детей в общество, проводят сложную психолого-педагогическую работу с семьей, позволяющую родителям принять ребенка, и помочь ему развиваться в соответствии с его возможностями. Центры используют новейшие технологии, позволяющие корректировать нарушения, контролировать состояние ребенка.







Сейчас читают про: