Лекція2год.
Семінарське заняття — 2 год
Ключові слова: соціономічні професії, взаємодія, співпраця, досягнення мети, особливості взаємодії.
Мета заняття: Виходячи з набутих студентами знань з даного курсу, а також з інших курсів професійної спрямованості, узагальнити інформацію щодо особливості професії психолога-практика в сучасному світі, необхідність і, в той же час, особливість співпраці практичного психолога з представниками соціономічних професій (юристами, вчителями, соціальними працівниками, лікарями і т.ін.).
Відпрацювати питання до семінарського заняття:
1.Учитель та практичний психолог.
2.Практичний психолог в юридичній практиці.
3.Клінічний (практичний) психолог.
4.Практичний психолог в сфері соціальної роботи.
Завдання для самостійного опрацювання:
Прокоментуйте наведені нижче розповсюджені погляди на психологів, визначте різницю між позицією практичного психолога та лікаря, педагога, юриста, соціального робітника, священника. Покажіть специфіку власне психологічних функцій. (наведено російською):
1. В бытовом сознании психолог и есть врач, что-то вроде врачевателя человеческих душ. Врач помогает в случае страданий физических, а психолог должен помогать в случае психических, душевных страданий.
2. Странный современный гибрид «психолог-педагог», вызыващий у многих идеосинкразию, основан на убеждении, что педагог и психолог занимаются, по сути, одним и тем же – воспитывают и перевоспитывают других людей, оказывают формирующие воздействия на личность.
3. Психолог, как и адвокат, юрист, смотрит на клиента с точки зрения его прав, обязанностей и интересов. Так, школьный психолог тоже защищает интересы школьника перед администрацией школы, перед родителями. А если он работает в системе консультаций «Брак и семья», то должен «мирить» разводящихся супругов и вообще часто выступает в роли третейского судьи.
4. Психолог – это социальный работник, ведь он представляет интересы клиента в социуме: он участвует в разрешении социальных конфликтов по поводу дележа жилплощади, по поводу того, кто и как должен ухаживать за престарелыми родителями, выступает на процессах по поводу лишения родительских прав и т.д.
5. Психологи в современном обществе несут те же функции, которые раньше выполняли исповедники, священники. Они выслушивают клиента, утешают его, ободряют, «отпускают грехи» тем, что рационализируют их, оправдывают в глазах клиента их неблаговидные действия, подсказывают пути выхода из сложных ситуаций, дают советы.
Література:
- Абрамова Г.С. Практическая психологоия.-М.:Academia,1997.-386с.
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь:теория и практика: учебное пособие для студентов старших курсов психол.фак. и отд-ний ун-тов.-К.:Укртехпрес,1997.-216с.
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.-Киев,1979.
- Джрназян Л.Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы // Вопросы психологии.-1989.-4.
- Рабочая книга практического психолога: Тенхнология эффективной профессиональной деятельности:Пособие для специалистов, работающих с персоналом.-М.:Изд.дом»Красная площадь»,1996.-400с.
- Тобиас Л.Психологическое консультирование и менеджмент:Взгляд специалиста:Пер.с англ. А.И.Сотова.-М.:Независимая фирма «Класс»,1997,-160с.
- Социально-психологическая служба промышленного предприятия:теория, опыт,практика.-Курган,1983.
- Психолого-педагогическая профконсультация у учащихся/Под ред.Е.А.Климова.-Л.,1975.-99с.
- Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в ВУЗе/Под ред.Н.Н.Обозова.-Л.:ЛГУ,1984.-152с.
- Коломінський Н.Л.Психологшія педагогічного менеджменту.-К.:МАУП,1996.-176с.
- Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.-М.:Просвещение,1991.-303с.
- Настольная книга практического психолога в образовании:Учебное пособие.-М.:Владос,1996.-529сю.
- Харькин в.,Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания.-М.:Магистр,1996.-196с.
- Основи практичної психології /В.Панок,Т.Титаренко, Н.Чепелєва та ін.: Підручник.К.:Либідь,1999.-536с.