Коммерческую тайна - преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Механизм защиты коммерческой информации должен включать в себя следующие блоки:
1. на макроуровне:
· нормы права, направленные на защиту интересов её владельца (законы, указы, положения ит.д.)
2. на микроуровне:
· нормы, устанавливаемы руководителем организации (приказы, распоряжения, инструкции)
· специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм (режимные подразделения, служба безопасности предприятия)
· действенная система мер по защите коммерческой тайны (взаимосвязь методов, способов, средств защиты)
Задачи защиты коммерческой тайны организации включают:
Ø защиту прав и интересов фирмы
Ø выявление реальных и потенциальных угроз
Ø выработку и использование системы профилактических мер, предотвращающих утечку и хищение секретной информации
Ø обеспечение эффективности системы защиты коммерческой тайны
Концепция защиты коммерческой тайны организации включает:
1. Правовое обеспечение сохранности коммерческой тайны:
ü Регистрацию права на коммерческую тайну в Уставе организации
ü Внесение соответствующих дополнений, касающихся охраны коммерческой тайны и взаимных обязательств сторон по данному вопросу
ü Наличие в организации утверждённого руководителем Положения о коммерческой тайне
ü Отражение индивидуальных обязательств по сохранению коммерческой тайны в трудовом договоре
ü Наличие соглашений о секретности с юр. лицами, являющимися партнёрами по бизнес и имеющими доступ к коммерческой информации
ü Наличие приказа по организации о защите коммерческой тайны
2. Идеологическое и методическое обеспечение сохранности коммерческой тайны:
ü Воспитательная работа, формирование чувства ответственности
ü Чтение лекций, проведение различных семинаров, практикумов, консультаций, личных бесед
ü Чтение и своевременное доведение необходимой информации до лиц, имеющих дело к данному вопросу
3. Организация процесса обеспечения сохранности коммерческой тайны:
ü Отбор объектов защиты
ü Выбор средств защиты
ü Управление обеспечение сохранности
4. Система ограничения лиц, допускаемых к сведениям, составляющим коммерческой тайны
ü Инструкция и учёт лиц, имеющих доступ к информации
ü Меры по повышению бдительности и ответственности
5. Организацию делопроизводства с информацией:
ü Разработка инструкции, регламентирующей работу с закрытой информацией
ü Ведение журналов регистрации дел и учёта сведений, составляющих коммерческой тайны
ü Особые меры при использование ПЭВМ и ЛВС