Понятие коммерческой тайны и критерии охраноспособности прав на нее

В условиях конкурентного рынка информация приобрела статус самостоятельного объекта коммерческих отношений и пристального внимания конкурентов. Каждому бизнесмену, несомненно, есть, что скрывать от конкурентов. Обладание определенной сведениями во многом обеспечивает успешность коммерческой деятельности предприятия, исключает принятие ошибочных решений, способствует увеличению прибыли, помогает избежать убытков и лишних расходов, дает преимущество перед другими игроками рынка.

Базы данных контрагентов и их ценовая политика, производственные разработки и стратегические планы развития – все это является предметом пристального интереса бизнес-структур и рыночным товаром, а проблема защиты информации от несанкционированного распространения уже давно стала актуальна для большинства современных российских предприятий. В коммерческий обиход прочно вошла категория - «коммерческая тайна».

Официальное понятие коммерческой тайны давно в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе РФ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна определяется как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, любая информация, несанкционированное распространение которой может нанести ущерб ее законному владельцу (коммерческому предприятию или частному предпринимателю), который принял меры для ее защиты (ввел режим «коммерческой тайны»). При этом перечень сведений, которые не могут быть коммерческой тайной, установлен законом.

Признаки отнесения информации к коммерческой тайне:

1. Такие сведения связаны с предпринимательской деятельностью компании.

2. Подобная информация принадлежит фирме и не является собственностью иных лиц.

3. «Секретные» сведения имею действительную или потенциальную коммерческую ценность для третьих лиц в силу своей неизвестности для них.

4. Собственник такой информации ограничил доступ к ней.

5. Фирма принимает необходимые меры к охране конфиденциальности этих сведений.

Сведения, содержащие коммерческую тайну, определяются предприятием самостоятельно, исходя, по общему правилу, из специфики своей хозяйственной деятельности. Главный признак конфиденциальной коммерческой информации - ее ценность для конкурентов. К таким сведениям можно отнести любые данные, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако, при определении круга таких сведений необходимо учитывать, что существуют сведения, отнесение которых к коммерческой тайне недопустимо. Содержание учредительных документов предприятия, сведения о должностных лицах, которые могут действовать от имени фирмы без доверенности, о нарушениях законодательства и привлечении предприятия к ответственности, о численности, составе и системе оплаты труда не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды не могут распространить режим секретности на годовую бухгалтерскую отчетность.

Дав бизнесу право самому определять состав конфиденциальных сведений, государство обязало владельца такой информации самому организовывать и обеспечивать ее охрану, ручаясь, что нарушение законных интересов владельца повлечет для нарушителя привлечение к ответственность.

Практическая работа по защите секретной коммерческой информации состоит из нескольких обязательных этапов.

Следует помнить о том, что не имеет смысла засекречивать общеизвестные сведения или информацию, охраняемую авторским и патентным законодательством.

Введение режима секретности не должно входить в противоречие с финансовым состоянием и управленческой структурой предприятия. Экономический и организационный просчет должен предшествовать введению режима защиты коммерческой тайны на предприятии и лежать в основе конкретного плана действий по реализации такого проекта, ведь обеспечение секретности информации не должно быть дороже самой информации, а чрезмерная режимность, без сомнения, снизит оперативность и эффективность работы всего предприятия.

Итак, предприятию необходимо:

1. определить перечень закрытой информации, т.е. круг сведений, которые станут коммерческой тайной. Их объем зависит видов деятельности предприятия и их масштабов, финансовых возможностей и заинтересованности в ее получении конкурентами.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждается руководителем предприятия.

2. установить порядок обращения с секретными сведениями и контроль за соблюдением этих правил, иными словами – ограничить доступ к секретным сведениям. Руководитель утверждает порядок обращения и использования коммерческой тайны, списки сотрудников, допущенных к такой информации. «Положение о коммерческой тайне на предприятии» должно четко организовать систему учета документов с грифом «коммерческая тайна», их движения по предприятию и вне его, доступа к ним как своих работников, так и персонала партнеров по бизнесу.

3. организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация будет предоставлена или передана.

Регистрация входящих и исходящих документов, выдача секретной информации должна фиксироваться в специальных журналах. Электронным документам, распространение которых нежелательно, следует присвоить персональные пароли и сообщить их под расписку только уполномоченным работникам.

4. включить в трудовые договоры с работниками пункты, предусматривающие ответственность за разглашение коммерческой тайны в течение всей работы на предприятии и установить срок, в течение которого сохраняется обязательство соблюдать конфиденциальность после увольнения. Можно заключить отдельное соглашение с работниками о неразглашении конфиденциальной информации, ставшей доступной во время трудовых отношений, которое должно содержать сам список информации, не подлежащей разглашению, или отсылать к документу его содержащему.

Каждый работник должен письменно подтвердить, что он ознакомлен с перечнем конфиденциальной информации, с правилами использования секретных сведений и предупрежден об ответственности за их разглашение.

5. включить положения о неразглашении в хозяйственные договоры с контрагентами, получающими доступ к коммерческой тайне.

Важно указать, что именно является коммерческой тайной. Кроме того, желательно определить, как разрешается использовать коммерческую тайну, и предусмотреть, что любое другое использование запрещено или требует отдельного разрешения партнеров.

6. пометить документы и другие носители закрытой информации грифом «Коммерческая тайна» с указанием полного наименования и местонахождения фирмы.

7. назначить ответственных лиц за соблюдение режима.

Из всего сказанного видно, что понятие «коммерческая тайна» включает в себя не только собственно секретную информацию. Это, в первую очередь, целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение режима секретности. Важнейшим условием их реализации будет являться правильно организованный документооборот. Разработке соответствующего раздела трудового договора или отдельного соглашения с работником, хозяйственного договора и локального нормативного акта необходимо уделить самое серьезное внимание, поскольку в случае несанкционированного распространения работником или деловым партнером такой информации, эти документы составят юридическую основу для привлечения этого лица к ответственности и взыскания причиненного ущерба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: