Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой для обоснования принимаемых решений.
Коммерческую информацию в рыночной экономике получают за счет проведения комплексных маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торговых организаций. Такие исследования позволяют обосновывать коммерческие решения, прогнозировать развитие рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на ее изменения.
Рассмотрим направления комплексного исследования рынка.
1. Изучение покупателей, мотивов покупок, требований к товару. Для решения данной задачи необходимо изучение требований рынка к товару, его потребительским свойствам, качеству, маркетинговому сопровождению, каналам и средствам продвижения, которые формируют его конкурентоспособность. В данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности товаров и их соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов.
|
|
2. Информация о покупателях, мотивах покупок
Первостепенной задачей является изучение запросов. Можно выделить наиболее значимую информацию о покупателе и его запросах:
• кто является покупателем товара и какие нужды и потребности при этом удовлетворяются;
• численность обслуживаемого населения, его половозрастной и социальный состав, образование, уровень доходов, покупательная способность;
• место жительства, национальные и религиозные традиции;
• образ жизни, особенности характера;
Эта информация поможет специалистам, занимающимся коммерческой работой, повысить ее эффективность, выделить отдельные целевые сегменты, ниши рынка, в которых наиболее целесообразно работать торговой организации с конкретным товаром.
Информация о требованиях покупателей к товару:
Необходимо выяснить, какие факторы определяют решение о покупке товара, сравнить данный товар с товарами конкурентов.
3. Информация о спросе и конъюнктуре рынка
Спрос — это форма проявления потребностей общества в целом или его отдельных членов, которая обеспечена покупательной способностью, т.е. денежным эквивалентом. Спрос, как и потребности, по своему объему и структуре обусловлен конкретными для данного момента условиями: уровнем развития экономики, производства, жизни и т.д.
Спрос на товары народного потребления принято называть покупательским. Он может быть предъявлен индивидуальными покупателями (спрос населения на потребительские товары. Спрос может быть четко сформулированный, т.е. предъявляется на конкретный товар с определенными потребительскими свойствами, при отсутствии которого не происходит взаимозаменяемости.
|
|
Альтернативный спрос формируется на основе сопоставления имеющихся товаров, допускает широкую взаимозаменяемость.
Импульсный спрос означает, что потребность в покупке отдельных товаров заранее не возникала, а проявилась под влиянием предложения.
Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного их наличия в магазине.
4. Изучение потенциальных возможностей торговой организации и ее конкурентного положения на рынке
Данный анализ предполагает оценку экономического потенциала своей торговой организации, ее внутренних возможностей, платежеспособности, конкурентной позиции на рынке. В зависимости от конкретных целей и задач используются следующие экономические и финансовые показатели.